Открытие еще одного вида деятельности всегда связано с появлением новых забот у бухгалтера. О том, как организовать эту процедуру, расскажут специалисты, знакомые с этой проблемой не понаслышке.
Предпринимательская деятельность – это постоянный поиск максимальной прибыли. Получить такую прибыль можно либо расширяя существующие виды деятельности, либо развивая другой ее вид. Открывая новое направление в бизнесе, придется выполнить ряд организационных мероприятий.
Подготовку к внедрению новой деятельности бухгалтеру фирмы лучше взять под свой контроль с самого начала. Ведь успех этого дела будет в немалой степени зависеть от того, как будет донесена информация о начале иного бизнеса до учредителей, налоговой инспекции, и т. д. Больше других придется быть начеку бухгалтерам малых и средних фирм, ведь там «нашему брату» отведена куда более серьезная роль, нежели ведение бухучета. Бухгалтер в такой фирме – это и финансовый аналитик, и налоговый консультант, и т. д.
Хватит забот бухгалтеру и по прямым его обязанностям. Введение новой деятельности повлечет изменения во внутренних документах фирмы и потребует изменить устоявшийся порядок ведения бухгалтерского и налогового учета.
Начинаем новый бизнес
Прежде всего нужно выяснить, потребуется ли вносить изменения в учредительные документы. Если в уставе не указано, что фирма может заниматься любым видом деятельности, не запрещенной законом, то внести поправки необходимо. Для этого придется уплатить госпошлину, собрать документы, предусмотренные Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», и сдать их в налоговую инспекцию. Пакет документов будет состоять:
- из заявления фирмы о государственной регистрации изменений по форме № Р13001;
- из решения акционеров о внесении изменений в учредительные документы;
- из текста самих изменений;
- из оригинала платежки об уплате госпошлины.
Не исключено, что новая деятельность окажется лицензируемой. Тогда сначала проверьте, сможет ли фирма получить такую лицензию. Ведь разрешение на ту или иную деятельность требует от фирм соблюдения различных условий. Если все в порядке, то можно начинать собирать документы для ее получения. Пока вам не выдадут такое разрешение, работать по новому направлению не стоит. Деятельность без лицензии грозит руководителю и главному бухгалтеру штрафом до 5000 рублей, а фирме – до 50 000 рублей, и у вас могут конфисковать всю изготовленную продукцию (п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ). А руководителю помимо административной может «светить» и уголовная ответственность.
Если новая деятельность будет вестись в другом районе (городе), то возникшее обособленное подразделение необходимо поставить на учет в налоговой инспекции.
Не стоит забывать и о том, что некоторые виды товаров (работ, услуг) подлежат обязательной сертификации. Постановлением Госстандарта России от 30 июля 2002 г. № 64 утверждена номенклатура такой продукции. Если новый вид деятельности подпадает под это требование, фирме нужно будет позаботиться о получении такого сертификата. Если его не будет, то руководителя, главбуха и саму фирму могут оштрафовать (ст. 14.4 КоАП РФ).
Еще один момент, который необходимо учесть при открытии нового вида деятельности. Это получение новых кодов статистики. Для этого в Госкомстат необходимо представить заявление от руководителя с печатью фирмы о присвоении кодов ОКВЭД (бывшие ОКОНХ). Это заявление пишется в произвольной форме. Самое главное – указать в нем полные названия нового и старого видов деятельности и напротив них указать код каждого. Также потребуются копии следующих свидетельств: о внесении фирмы в Единый реестр юридических лиц, о регистрации изменений в уставе, о присвоении ИНН, о регистрации фирмы (в МРП или налоговой инспекции). Помимо этого в статистику нужно представить копию устава и оригинал документа со старыми кодами. И не забудьте захватить с собой доверенность, когда поедете его забирать. Ведь Госкомстат выдает информационные письма строго уполномоченным на то лицам.
Обновим документы
Наверняка потребуется внести изменения в кадровые документы. Для этого бухгалтеру нужно узнать, будет ли набор новых сотрудников или фирма обойдется собственными силами. Если дополнительные работники потребуются, то в штатное расписание необходимо ввести новые должности и дополнительные штатные единицы. Все изменения должны быть утверждены приказом руководителя.
Если работающий сотрудник будет переведен на новую должность по другой деятельности фирмы, то такое перемещение следует отразить в трудовой книжке и трудовом договоре.
Не обойдут изменения и учетную политику фирмы. Новая деятельность потребует дополнить документооборот. Наверняка придется ввести новые первичные документы. Возможно, некоторые формы придется доработать самостоятельно, например акты выполненных работ, бланки заявок, договоры для клиентов и т. д.
Если открытие новой деятельности произошло после сдачи учетной политики в налоговую инспекцию, у бухгалтера есть возможность внести в нее дополнения. Такое право ему дает пункт 16 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». Подобные изменения должны быть утверждены приказом руководителя. Однако для того чтобы решить, какие изменения вносить, нужно разобраться с бухгалтерским и налоговым учетом новой деятельности.
Если обе деятельности будут вестись по традиционной системе налогообложения, то в учетной политике достаточно указать, к каким бухгалтерским счетам открываются субсчета для учета нового вида деятельности. Параллельно с этим для целей налогового учета необходимо ввести дополнительные регистры.
Однако все усложняется, если фирма будет обязана вести свои виды деятельности по разным налоговым режимам. Например, применять традиционную систему и ЕНВД. Тогда бухгалтеру придется организовывать раздельный учет доходов и расходов от различных видов деятельности.
Учет по различным налоговым режимам значительно усложняет работу бухгалтера. Поэтому при такой схеме учета, возможно, ему потребуется помощь еще одного специалиста.
Е. Озерская, эксперт ПБ
Материал предоставлен журналом «Практическая бухгалтерия»
Статья получена: Клерк.Ру