Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить. Однако практика показывает, что обеспечить соблюдение этого требования не удается.
Сергей Разгулин
Источник: ИНФОБИЗНЕС
При возникновении у налогоплательщика вопросов о порядке применения закона, он вправе получить от уполномоченных государственных органов необходимую информацию. За разъяснениями налогоплательщик обращается в налоговый орган, как правило, по месту своего учета 1 . Однако в связи с преобразованием МНС России в Федеральную налоговую службу, в Налоговый кодекс внесены поправки, которые отразились на порядке проведения разъяснительной работы (Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ).
Со 2 августа 2004 года (дата вступления в силу поправок в Налоговый кодекс) налогоплательщики будут вправе получать от налоговых органов информацию (в том числе в письменном виде):
- действующих налогах и сборах;
- законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
- порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
- правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
- порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.
Представляется, что внесенные поправки не имели целью ограничить право налогоплательщика на получение от Минфина России разъяснений, касающихся порядка исчисления и уплаты всех налогов и сборов, элементы по которым закреплены Кодексом. Налоговые органы должны будут учитывать разъяснения финансовых органов, адресованные налогоплательщикам.
Обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, станет выполнение письменных разъяснений, данных финансовым органом (или иным уполномоченным органом) или должностным лицом в пределах установленной компетенции (подпункт 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса). Это означает, что если выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений стало причиной совершения правонарушения, то налогоплательщик освобождается от ответственности.
Налогоплательщики, которые следовали письменным разъяснениям, полученным от налоговой инспекции, и нарушили при этом налоговое законодательство, также могут быть освобождены от ответственности, если соответствующее разъяснение было предоставлено в пределах компетенции налогового органа.
В пункте 35 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что к разъяснениям, о которых упоминает подпункт 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса, следует относить письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных уполномоченных на то должностных лиц (финансовых органов, органов государственных внебюджетных фондов, таможенных органов, органов внутренних дел).
Исходя из процитированного пункта 35 Постановления, можно сделать вывод, что под разъяснениями понимаются исключительно официальные письменные разъяснения, представляемые должностным лицом при выполнении им своих полномочий.
Слово "официальный" употреблено в значении "исходящий от лица, положением о котором (должностной инструкцией) закреплены соответствующие полномочия". Официальные документы — документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер (статья 5 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов").
Разъяснение может содержаться как в документе нормативного характера, включая акты индивидуально-правового характера, так и в письмах, направленных налогоплательщику 2 .
Обратим внимание: разъяснения финансовых или налоговых органов не являются обязательными для налогоплательщика. Налогоплательщик вправе не согласиться с полученным разъяснением — пониманием налоговым или иным уполномоченным органом норм законодательства, и отстаивать свою позицию.
Основа взаимоотношений участников налоговых отношений — закон. Для налогоплательщиков являются обязательными лишь нормативные правовые акты органов исполнительной власти, да и то при условии, когда они:
- издаются в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях;
- содержание издаваемых актов не изменяет и не дополняет законодательство о налогах и сборах.
1Надо сказать, что за последнее время многие из Методических рекомендаций МНС России о порядке исчисления и уплаты отдельных налогов были отменены. Таким образом, позиция налоговых органов по тому или иному вопросу могла стать известной налогоплательщику только посредством получения ответа на запрос.
2 Публикации в средствах массовой информации (статьи, комментарии, интервью и т. п.) не отвечают указанным требованиям и представляют собой частное мнение государственного служащего. В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1995 № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственный служащий вправе заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью.
Статья получена: Клерк.Ру