Борис ЧИЖОВ, специалист Минтруда России
Кадровое дело №7, 2003
О коллективных трудовых спорах говорится не только в главе 61 Трудового кодекса РФ.
Этому посвящен Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23.11.95 № 175-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). Закон устанавливает правовые основы и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права работников на забастовку.
Какой трудовой спор считается коллективным
Итак, что же представляет собой коллективный трудовой спор? Это неурегулированные разногласия между работниками и работодателем по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений (ст. 398 ТК РФ).
Таким образом, чтобы спор был признан коллективным, работники должны выдвигать единые требования. Индивидуальные претензии сотрудников, например, о выплате задержанной зарплаты каждому из них, не могут быть предметом коллективного трудового спора, даже если их выдвинут сразу многие. В то же время, если постоянно нарушаются закрепленные в коллективном договоре сроки выдачи зарплаты, налицо причина для возникновения коллективного спора. Такой спор может начаться и на стадии заключения коллективного договора из-за того, что по отдельным его положениям стороны не достигли взаимного согласия.
Начало спора
Право выдвижения требований имеют работники и их представители.
Представителями могут выступать органы профсоюзов или органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им (например, советы трудового коллектива).
По просьбе сотрудников или их представителей администрация обязана предоставить им необходимое помещение для собрания (конференции) по выдвижению требований и не может препятствовать его проведению. При получении письменных требований работодатель должен принять их к рассмотрению. За невыполнение этих обязанностей предусмотрена ответственность по статье 5.32 КоАП РФ - государственный инспектор труда может наложить на полномочных представителей работодателя штраф от 10 до 30 МРОТ.
Моментом начала коллективного трудового спора считается день, когда работодатель отклонил все или часть требований работников и сообщил об этом в письменном виде. Спор также считается начавшимся, если работодатель в течение трех рабочих дней со дня получения требований ничего не сообщит о своем решении. Кроме того, если причины для спора возникли в ходе коллективных переговоров, он начинается со дня составления протокола разногласий.
И с момента начала спора стороны могут приступить к примирительным процедурам - рассмотрению спора примирительной комиссией, с участием посредника или в трудовом арбитраже. Причем ни одна из сторон спора не вправе уклоняться от участия в них.
Но прежде чем мы начнем рассказ об этих процедурах, давайте остановимся на службе по урегулированию коллективных трудовых споров.
Служба по урегулированию споров
Одновременно с предъявлением требований работодателю, их копию сотрудники могут направить в службу по урегулированию коллективных трудовых споров (далее просто служба), которая в этом случае проверяет, получил ли работодатель требования.
Эта служба - государственный орган, который должен помогать организациям разрешать коллективные трудовые споры. Она организует примирительные процедуры и сама участвует в них. Работники Службы пользуются правом беспрепятственного (при предъявлении удостоверения) посещения предприятий для урегулирования возникших там разногласий, выявления и устранения их причин.
Необходимо отметить, что постановлением Правительства РФ от 15.04.96 № 468 установлено, что службу образуют департамент Минтруда России по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства и территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России. Служба выполняет следующие задачи:
- проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;
- формирует списки посредников и трудовых арбитров для рассмотрения коллективных трудовых споров, определяет порядок приглашения посредника сторонами коллективного трудового спора или назначения его службой в случае, если стороны не достигнут соглашения относительно кандидатуры посредника;
- участвует совместно со сторонами коллективных трудовых споров в создании трудовых арбитражей, в формировании их состава, определении регламента и полномочий;
- утверждает состав трудового арбитража в случае несогласия одной из сторон с предложенным составом;
- выявляет причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению и т. п.
Примирительная комиссия
Первой и обязательной из мирных процедур является рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией. Она создается на равноправной основе из представителей работников и работодателя (ст. 402 ТК РФ).
Обеспечение всех необходимых условий для работы комиссии возлагается на работодателя. Основанием для ее создания должен быть приказ руководителя и решение представителя работников. Спор рассматривается комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента появления приказа. Во время заседания ведется протокол. Решение комиссии имеет обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, в нем самом установленные.
Если в примирительной комиссии вы не пришли к согласию с работниками, то примирительные процедуры продолжаются или с участием посредника, или в трудовом арбитраже - по выбору. Но спор вполне может завершиться и на этой стадии.
Посредник
Следующий этап мирных процедур - рассмотрение спора с участием посредника. Стороны могут пригласить его в течение трех рабочих дней после составления протокола разногласий примирительной комиссией. Посредник - это третье, незаинтересованное лицо. Он должен помочь устранить возникший конфликт и найти решение, которое устроит и вас, и сотрудников. Конкретных посредников может порекомендовать служба, где эти лица проходят обучение и внесены в специальные списки, но рекомендации службы для сторон не обязательны. Если в течение трех рабочих дней спорящие не нашли подходящей кандидатуры, они должны приступить к созданию трудового арбитража.
Порядок рассмотрения спора с участием посредника определяет он сам по соглашению со сторонами (ст. 403 ТК РФ). Посредник обязан рассмотреть спор в течение семи календарных дней с момента его приглашения или назначения. Рассмотрение спора завершается принятием письменного согласованного решения, а если согласие не достигнуто - составлением протокола разногласий.
Трудовой арбитраж
Если спор все еще не решен и есть протокол разногласий, применяется третья примирительная процедура - трудовой арбитраж. Он создается не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником (ст. 404 ТК РФ).
Что же представляет собой трудовой арбитраж? Это, как и посредник, независимый орган по отношению к работодателю и работникам. Только состоит он из трех арбитров, рекомендованных службой или предложенных самими сторонами.
В состав трудового арбитража не должны входить представители спорящих сторон. Совместным решением работодателя, представителя работников и службы оформляется создание трудового арбитража, определяется его персональный состав, регламент и полномочия.
Трудовой арбитраж создается в следующих случаях:
- рассмотрения коллективного трудового спора между работниками и работодателями организаций, в которых законодательством Российской Федерации запрещено или ограничено проведение забастовок;
- недостижения согласия при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры выбрали рассмотрение спора в трудовом арбитраже.
Арбитражу дается пять дней на рассмотрение спора. Завершается оно разработкой рекомендаций, которые передаются сторонам и имеют обязательную силу, если заключено соглашение в письменной форме об их выполнении.
***
Все примирительные процедуры, о которых мы рассказали, созданы с учетом того, что на каком-то из этапов стороны, наконец, придут к общему мнению. Если же этого не произойдет или работодатель не будет выполнять условия достигнутого соглашения, у работников остается еще одно средство - забастовка. Но такое решение проблемы будет уже далеко не мирным.
Статья получена: Клерк.Ру