Первоочередной, жизненно необходимый, ключевой - такими эпитетами награждался Закон о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ в период его разработки и принятия. И вот Закон подписан главой государства и с 1 января 2008 года вступит в силу. Теперь у малого и среднего бизнеса появился, наконец, новый "устав". Облегчит ли на самом деле он жизнь предпринимателям?
С момента принятия Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" (далее - Закон № 88-ФЗ) произошли существенные изменения в законодательной базе.
Были приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, законы "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", "О приватизации государственного и муниципального имущества". Это привело к коллизии норм федерального законодательства и отмене ряда статей Закона № 88-ФЗ. В таком урезанном виде Закон носил декларативный характер и, в сущности, являлся недействующим нормативно-правовым актом с устаревшими нормами, а малое предпринимательство оставалось обделенным сектором предпринимательства.
Вместе с тем малое и среднее предпринимательство играет особую роль в экономике любого государства. Его вклад в ВВП ведущих стран мира превышает 50%. Присущие мелким предприятиям гибкость, простота, дешевизна управления обуславливают важное экономическое значение этого сектора экономики.
"Сектор малых предприятий в России вобрал в себя наиболее инициативную часть квалифицированных работников из всех отраслей экономики. Однако в силу причин системного характера потенциал малого предпринимательства в России на сегодняшний день далеко не реализован. Социально-экономическая ситуация выталкивает работников малых предприятий в сферу посреднической деятельности, малые предприятия вынуждены концентрировать свои ресурсы на наиболее рентабельных и важных для собственного выживания направлениях деятельности. Половина всех малых предприятий в стране работает в торговле, значительно меньшее количество занимается обрабатывающим производством и строительством. Во всех остальных отраслях число малых предприятий незначительно. Практически не получил развития сектор малых инновационных предприятий", - отмечает глава Комитета Государственной Думы по экономической политике Евгений Федоров.
И в самом деле, с какими только проблемами не приходится сталкиваться россиянину, решившему организовать небольшой бизнес. Это и нестабильность налогового законодательства, и высокая налоговая нагрузка, которая делает невыгодной, а зачастую и убыточной осуществление предпринимательской деятельности. Для всех малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в разных сферах, актуальна проблема доступа к помещениям на этапе образования, высоких ставок арендной платы. До конца не решены вопросы защиты собственности. Малый и средний бизнес испытывает значительные сложности с получением кредитов. Небольшие сроки кредитования, а также высокая стоимость кредитов не удовлетворяют потребности потенциальных заемщиков.
Способен ли новый Закон о развитии малого и среднего предпринимательства (далее - новый Закон), который придет на смену Закону № 88-ФЗ, переломить ситуацию - увеличить количество субъектов малого и среднего бизнеса, создать для него благоприятные условия деятельности, обеспечить конкурентоспособность?
Остановимся подробнее на основных новеллах нового Закона.
Уже из названия очевидно: теперь Закон регулирует не только сферу развития малого предпринимательства. Основываясь на мировом опыте, показывающем, что не менее важным для эффективного развития экономики является среднее предпринимательство, новый Закон регламентирует и эту сферу. Таким образом, в законодательстве появился новый термин МСП (малое и среднее предпринимательство).
Изменились и критерии отнесения предприятий к числу малых. Если раньше единственным критерием была средняя численность, дифференцированная по отраслевому признаку (в промышленности, к примеру, малыми считались предприятия с численностью до 100 человек, в сельском хозяйстве - до 60, в розничной торговле - до 30), то новый Закон вводит два критерия. Первый - это средняя численность работников за предшествующий календарный год, причем независимо от видов деятельности. Второй, дополнительный критерий, - максимальный объем выручки от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Предельные значения второго критерия отданы на усмотрение Правительства, которое будет устанавливать их для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства один раз в пять лет на основании сплошных статистических обследований.
Что касается средней численности работников, то в соответствии с этим критерием теперь выделяются три вида субъектов МСП: микропредприятия с численностью занятых не более 15 человек, малые предприятия - от 16 до 100 человек и средние предприятия - от 101 до 250 человек. Применение этого критерия позволяет обеспечить сопоставимость законодательства Российской Федерации и стран Европейского союза в области развития субъектов МСП.
В целом же четкая градация субъектов МСП дополнительно позволит формировать самостоятельные, специализированные программы для каждого вида малых и средних хозяйствующих субъектов.
Не менее важным моментом является то, что на законодательном уровне закреплены особенности правового регулирования деятельности субъектов МСП. К ним относятся:
специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам;
упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
упрощенный порядок составления статистической отчетности;
льготный порядок приватизации государственного и муниципального имущества;
особенности участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);
меры финансовой поддержки;
меры по развитию инфраструктуры поддержки.
Новым Законом также установлены основные принципы поддержки субъектов МСП, а именно:
заявительный порядок обращения субъектов МСП за поддержкой;
доступность инфраструктуры поддержки для всех субъектов МСП;
равный доступ субъектов МСП, соответствующих критериям, предусмотренным в федеральных, региональных и муниципальных программах поддержки, к участию в соответствующих программах;
предоставление поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом "О защите конкуренции";
открытость процедур предоставления поддержки.
Очевидно, что перечисленные выше особенности правового регулирования деятельности малого и среднего бизнеса и принципы их поддержки носят рамочный характер и требуют принятия большого массива изменений в действующую правовую базу. Вместе с тем включение их в новый Закон является нормативным закреплением позиции государства в отношении МСП и отправной точкой, дающей старт дальнейшим изменениям в этой сфере.
Положительным моментом, пресекающим произвол чиновников и делающим прозрачными "правила игры", является установление непосредственно в новом Законе закрытого списка причин для отказа в предоставлении бюджетной поддержки и перечня видов деятельности, по которым такая поддержка осуществляться не может. К ним относятся малые и средние предприятия, являющиеся кредитными, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами. Также поддержка не будет оказываться малым и средним предприятиям, которые являются участниками соглашений о разделе продукции, нерезидентами РФ или работают в сфере игорного бизнеса.
Новым Законом предусмотрены переходные положения. Организации, осуществляющие свою деятельность в качестве субъектов малого предпринимательства до дня вступления в силу Закона, но не отвечающие условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным данным Законом, сохраняют право на ранее оказанную поддержку в соответствии с федеральными и региональными программами развития малого и среднего предпринимательства в течение полугода со дня вступления в силу нового Закона.
Несмотря на неоспоримую актуальность принятого нового Закона, для его реализации, как уже отмечалось выше, требуется внесение изменений в другие действующие сегодня нормативные акты, а также разработка соответствующих федеральных, региональных и муниципальных программ. Это - отдельная масштабная задача на ближайшую перспективу.
Отметим, что сейчас в Государственной Думе уже готовятся поправки, предусматривающие изменения в ряд законодательных актов РФ в связи с принятием нового Закона о развитии малого и среднего предпринимательства. В них-то и содержатся основные изменения, которые на практике способны облегчить жизнь МСП.
В частности, предполагается внести изменения в статью 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на упрощенную систему налогообложения или на ЕНВД, будут освобождаться от обязанности ведения бухгалтерского учета.
Для этих же категорий предпринимателей депутаты намерены добиться послаблений в части применения контрольно-кассовой техники, для чего планируется внести поправки в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
В целях дополнения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведениями об их отнесении к категории микропредприятия, малого или среднего предприятия предполагается внести поправки в статью 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Важное гарантийное значение для субъектов малого и среднего бизнеса будет иметь норма о нераспространении на субъектов МСП в течение первых четырех лет изменений в законодательстве, ведущих к увеличению у них совокупной налоговой нагрузки. Речь идет о так называемой "дедушкиной оговорке", на принятии которой настаивают в Госдуме.
Будем надеяться, что все эти поправки не будут отложены в долгий ящик, так как именно они как раз и представляют для бизнеса наибольший интерес.
Статья подготовлена по материалам Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму
Статья получена: Клерк.Ру