В настоящее время в Москве (да и не только) сложилась ситуация, при которой многие фирмы, купив юридический адрес и зарегистрировавшись на территории налоговой инспекции, обслуживающей этот адрес, фактически ведут деятельность в совершенно ином месте. Какими негативными последствиями это может обернуться для фирмы?
Троян С.М.;
Юрист первого класса;
Директор по развитию ООО "Онлайн Аудит"; г. Москва;
Е-майл: trojan_sergey@list.ru ;
Телефон: 777-25-64.
Сначала рассмотрим случай, при котором юридическое лицо было зарегистрировано в налоговых органах до вступления в силу ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее – ФЗ "О гос.регистрации") и имело разные юридические и фактические адреса.
После принятия ФЗ "О гос.регистрации" у фирм возникла обязанность представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 ФЗ по форме №Р17001 "Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".
В том случае, если у фирмы в наличии и юридический, и фактический адреса, правильной была бы следующая последовательность действий: фирма подает сведения по форме №Р17001 в налоговую по адресу, указанному в ее свидетельстве о регистрации, потом вносит изменения в учредительные документы и регистрирует новую редакцию устава или изменения к нему, затем ИМНС передает документы в другую налоговую, фирма снимается с налогового учета в старой инспекции и становится на учет в новой (также необходимо сняться с учета в государственных внебюджетных фондах и встать на учет в их филиалах по новому местонахождению).
Фирма, у которой ситуация наличия двух адресов возникла позднее вступления в силу ФЗ "О гос.регистрации", обязана сообщить о смене местонахождения в регистрирующий орган по месту своего нахождения в трехдневный срок в соответствии с пунктом 4 статьи 5 ФЗ "О гос.регистрации".
Для юридических лиц, которые обязаны указывать свое местонахождение в учредительных документах (например, ООО и АО) данное сообщение должно быть подано в соответствии с частью 1 статьи 17 ФЗ "О гос.регистрации" с оплатой пошлины, а для некоммерческих организаций, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида, в которых необязательно присутствует указание на место нахождения юридического лица (например, учреждения) изменение местонахождения происходит без внесения изменений в учредительные документы на основании заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма N Р14001) бесплатно.
Что же может предпринять налоговая в случае несовпадения юридического и фактического адресов?
Если перерегистрации на новый адрес произведено не было, ИМНС может принять решение о привлечении к ответственности, предусмотренной составами частей 3 и 4 статьи 14.25 КОАП – непредоставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом; либо предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, и применить финансовые санкции.
Выше был указан наиболее правильный и вероятный путь, но нам неизвестно, по какому пути может пойти изощренный интеллект налоговиков – не исключается, что они могут попытаться применить и статью 84 Налогового кодекса, в соответствии с которой налогоплательщик обязан заявить в налоговый орган об изменении места своего нахождения в 10-дневный срок с момента такого изменения и также применить финансовые санкции.
Для фирмы, применяющей упрощенную систему налогообложения, кроме описанных выше, может последовать следующая санкция: нахождение по новому адресу без внесения изменений в учредительные документы налоговая может расценить как создание обособленного подразделения и отказать в применении упрощенной системы (хотя в Методических рекомендациях по применению главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ указано, что право перехода на упрощенную систему налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и представительствами и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций, а организации, имеющие иные обособленные подразделения, вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях, – но при этом нельзя исключать и возможности попыток налоговых органов признать обособленные подразделения филиалом или представительством (особенно при осуществления части функций юридического лица)).
В общем, наличие у организации двух адресов – юридического и фактического, – является дамокловым мечом для фирмы и рано или поздно он упадет.
По затратам времени и нервов перерегистрация намного затратней регистрации, и намного лучше передать этот процесс в руки специализированной фирмы, основной задачей и работой которой являются как раз такие действия.
Насчет же почтового адреса ситуация намного проще – известить налоговую инспекцию в случае его изменения вы можете в уведомительном порядке и без оплаты пошлины в соответствии со статьей 19 ФЗ "О гос. регистрации", если, конечно, вы прямо не указали его в учредительных документах. Любой организации лучше иметь постоянный почтовый адрес (абонентский ящик). В интересах организации сообщать в налоговые органы и контрагентам свой точный почтовый адрес. Не стоит забывать, что почтой налоговая инспекция отправляет уведомления об уплате налога, требования об уплате налога и сбора, акты налоговой проверки, решения о привлечении к налоговой ответственности. Организации важно своевременно получить эти документы (по Налоговому кодексу они считаются полученными налогоплательщиком через шесть дней после отправки). Также в большинстве случаев почтой отправляются и судебные извещения, причем лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом и в том случае, если копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
Так что в данном случае лучше не запускать ситуацию и, если все-таки ошибки допущены, исправить их, не дожидаясь, пока их придется исправлять в спешном порядке и после оплаты штрафов.
Статья получена: Клерк.Ру