Л. ЛЕВИН, налоговый юрист
С точки зрения действующего законодательства юридическое содержание понятия «обособленное подразделение» проявляется одновременно в двух значениях: гражданско-правовом и налогово-правовом.В гражданском законодательстве предусматривается возможность создания обособленных подразделений, но при этом установлено, что обособленное подразделение может быть создано только в виде филиала или представительства (ст. 55 ГК РФ). Кроме того, законодатель предъявляет определенные требования к созданию обособленного подразделения.
Так, в абзаце 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ прямо зафиксировано, что для создания представительства или филиала юридического лица в учредительных документах последнего должны содержаться соответствующие сведения. Следовательно, можно констатировать, что в гражданско-правовом значении признание обособленного подразделения юридического лица связано с наличием в учредительных документах указаний о представительстве или филиале.
Порядок признания обособленного подразделения в налоговом законодательстве имеет особенности. Например, в НК РФ содержатся нормы, предусматривающие, что признание обособленного подразделения организации производится независимо от того, отражен или не отражен факт его создания в ее учредительных или иных организационно-распорядительных документах. Помимо этого в отличие от ст. 55 ГК РФ в НК РФ формы обособленных подразделений не зафиксированы. Данное обстоятельство позволяет утверждать, что для целей налогообложения обособленным подразделением будет признаваться помимо представительства и филиала любое другое подразделение организации, которое удовлетворяет критериям «обособленности», предусмотренным налоговым законодательством.
В соответствии со ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации в целях налогового учета признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Таким образом, в НК РФ дается собственное определение обособленного подразделения, отличное от гражданского законодательства. Рассмотрим это определение более подробно.
Территориальная обособленность
Первым условием для признания обособленного подразделения в целях налогообложения является территориальная обособленность от создавшей его организации. Данное условие является одним из основных отличительных признаков, присущих обособленному подразделению. Оно должно быть расположено на иной, отличной от места нахождения, организации территории.
В налоговом законодательстве не объясняется, что следует понимать под местом нахождения организации, поэтому данное понятие на основании п. 1 ст. 11 НК РФ определяется в соответствии с нормами иных отраслей российского законодательства. Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ местом нахождения юридического лица является место его государственной регистрации, поэтому местом нахождения организации также будет признаваться место ее государственной регистрации независимо от того, где фактически осуществляется деятельность.
В п. 1 ст. 51 ГК РФ указано, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе. Согласно ст. 2 Федерального закона от 8.08.01 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц с 1 июля 2002 г., а с 1 января 2004 г. - физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств, является Федеральная налоговая служба (постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.02 г. № 319). На основании п. 2 ст. 8 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такового - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Эта норма означает, что организация может быть также зарегистрирована по домашнему адресу как учредителя, так и, например, генерального директора, поскольку согласно ст. 103 ГК РФ исполнительный орган может быть коллегиальным (правление, дирекция) или единоличным (директор, генеральный директор).
Налоговое законодательство, установив признаки обособленности подразделения, не конкретизирует, что является «иной территорией». Однако, учитывая наличие содержательной правоприменительной практики по вопросу о территориальной обособленности подразделения организации, выработанной судебными органами, можно констатировать следующее. Для целей налогового учета подразделение является территориально обособленным от организации-налогоплательщика лишь в том случае, если оно находится на территории, налоговый учет на которой осуществляет не тот налоговый орган, в котором организация-налогоплательщик уже состоит на учете. Этот вывод подтверждается п. 39 постановления пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.01 г. № 5, постановлением ФАС Северо-Западного округа от 18.09.01 г. № А56-14845/01 и другими решениями федеральных арбитражных судов округов. Налоговые органы также руководствуются указанным подходом, о чем свидетельствует письмо МНС России от 8.08.01 г. № ШС-6-14/613@. Таким образом, территориальная обособленность образуется при создании подразделения на территории, не подведомственной налоговому органу, на учете в котором стоит головная организация. Поэтому при определении наличия обособленных подразделений у организации следует руководствоваться положениями Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО) 019-95, утвержденного постановлением Госстандарта России от 31.07.95 г. № 413, на основании которого можно установить территорию, подведомственную налоговому органу. Если указанный в нем код административно-территориальной единицы у места регистрации организации и места ее подразделения один, то такое подразделение не признается территориально обособленным от организации. Следовательно, у организации, зарегистрированной и поставленной на учет в одной налоговой инспекции, в случае создания рабочего места на территории, «обслуживаемой» другой налоговой инспекцией, образуется обособленное подразделение.
Пример. Юридический адрес организации: г. Москва, Басманный район, ул. Мясницкая, д. 44. Адрес оборудованного рабочего места: г. Москва, Басманный район, ул. Мясницкая, д. 43. В этом случае у организации не образуется обособленное подразделение, поскольку код административно-территориальной единицы у организации и подразделения один - 45 286 555.
Оборудование стационарных рабочих мест вне места нахождения головной структуры
Вторым условием признания обособленного подразделения организации таковым является наличие по месту его нахождения оборудованных стационарных рабочих мест.
Содержание условия об «оборудовании рабочего места» на законодательном уровне не раскрывается. Учитывая правовую неопределенность в раскрытии юридического содержания этого понятия, а также отсутствие по данному вопросу правоприменительной позиции, сформированной судебной практикой, можно предположить, что под «оборудованным рабочим местом» следует понимать место, снабженное устройствами, приборами, механизмами и т.п., необходимыми для производства каких-либо работ.
По нашему мнению, подразделение организации может быть признано обособленным только при оборудовании рабочих мест непосредственно организацией-работодателем, хотя с формальной точки зрения НК РФ не связывает факт наличия обособленного подразделения с созданием (оборудованием) рабочих мест непосредственно головной организацией. Текущая неопределенность в правоприменении данной нормы требует принимать во внимание наличие риска, связанного с признанием налоговыми органами подразделения организации территориально обособленным и при наличии рабочих мест, которые оборудованы третьими лицами (а не самой организацией). В пользу этого утверждения также указывает следующее обстоятельство. В налоговом законодательстве не содержится специального определения понятия «рабочее место». На основании п. 1 ст. 11 НК РФ данное понятие может быть применено в том значении, в каком оно используется в трудовом законодательстве. В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) рабочим местом признается место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Из определения рабочего места следует, что применение данного понятия непосредственно связано с работником, заключившим трудовой договор. В ст. 15 и 16 ТК РФ установлено, что работником и работодателем являются лица, которые на основании заключенного между ними трудового договора вступили в трудовые отношения. Другими словами, работодателем может выступать только та организация, с которой работник заключил трудовой договор. Таким образом, можно предположить, что выполнение работ физическими лицами по заданию организации на основании заключенного договора гражданско-правового характера (например, подряда) с формальной точки зрения не должно приводить к образованию у организации рабочего места, поскольку здесь не возникают трудовые отношения. В то же время нельзя не обратить внимание на существующий риск. В том случае если фактически отношения с работником складываются как трудовые, то налоговый орган и арбитражный суд в случае спора могут переквалифицировать подрядные отношения и признать их фактически трудовыми и на этом основании констатировать возникновение обособленного подразделения организации.
В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ стационарный характер оборудованных рабочих мест может иметь место, если они созданы на срок более одного месяца. В этом случае «стационарность» понимается не как прочная связь с землей и речь идет не столько об объектах, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ст. 130 ГК РФ), сколько о продолжительности существования оборудованных рабочих мест вне территории головного отделения.
До сих пор много вопросов возникает по поводу того, следует ли признавать наличие обособленного подразделения при направлении работника в служебную командировку свыше одного месяца. Следует отметить, что в настоящее время судебная практика не выработала единого подхода относительно этого вопроса. Так, некоторые суды указывают, что при направлении работника в командировку в другую местность на срок более одного месяца создается обособленное подразделение организации, что в соответствии с требованиями ст. 83 НК РФ обязывает последнюю встать на соответствующий налоговый учет (постановление ФАС Северо-Западного округа от 4.02.02 г. № А05-9651/01-491/14). Некоторые суды придерживаются противоположного мнения, полагая, что осуществление работ командировочным методом не приводит к образованию обособленного подразделения (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.03.04 г. № Ф04/1209-235/А03-2004).
Количество рабочих мест, необходимых для создания обособленного подразделения
В НК РФ не четко установлено, сколько рабочих мест образует обособленное подразделение у организации, поэтому судебная практика неоднозначно истолковывает его нормы. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 3.10.01 г. № КА-А40/5441-01 констатировал, что для признания подразделения обособленным в силу п. 2 ст. 11 НК РФ необходимо два и более стационарных рабочих места. Если в обособленном подразделении работает только один человек, то постановки на учет не требуется. Таким образом, позиция ФАС Московского округа сводится к тому, что одно рабочее место не создает обособленного подразделения. В то же время ряд других арбитражных судов придерживаются по данному вопросу противоположной позиции, сводящейся к тому, что использование в п. 2 ст. 11 НК РФ множественного числа термина «стационарные рабочие места» применено в связи с возможностью создания множества обособленных подразделений. Следовательно, обособленное подразделение будет считаться созданным и в том случае, когда организацией создано одно рабочее место (постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.05.02 г. № А26-6342/01-02-12/178, ФАС Московского округа от 23.01.03 г. № КА-А41/9052-02, ФАС Восточно-Сибирского округа от 9.01.01 г. № А33-8564/00-С3-Ф02-2926/00-С1). По нашему мнению, поскольку для осуществления деятельности подразделения достаточно создания одного рабочего места, наличие последнего является достаточным обстоятельством для признания подразделения обособленным.
Пример. ООО «Альфа» в другом городе открыло склад для хранения своей продукции. Для круглосуточной охраны склада были приняты на работу два работника, посменно меняющие друг друга. На складе было оборудовано помещение для сотрудников охраны. В этом случае, по нашему мнению, у организации образуется обособленное подразделение.
Важно отметить, что в некоторых случаях налоговое законодательство устанавливает обязанность исчисления и уплаты налогов по месту нахождения обособленного подразделения в зависимости от наличия либо отсутствия отдельного баланса у этого подразделения (в частности, по налогу на имущество организаций, единому социальному налогу, налогу на рекламу).
Отдельный баланс обособленного подразделения
Определения отдельного баланса подразделения в актах налогового законодательства не содержится. В связи с этим на основании п. 1 ст. 11 НК РФ для раскрытия его юридического содержания следует обратиться к нормам других отраслей российского законодательства.
В настоящее время ни в одной из отраслей российского законодательства не дается определение отдельного баланса подразделения, хотя ссылки на него присутствуют в бухгалтерском, гражданском и налоговом законодательстве, где раскрыты лишь последствия выделения структурного подразделения на отдельный баланс. Однако ни определения отдельного баланса, ни требований, предъявляемых к нему законодательством, ни случаев, когда он может или должен составляться, действующим законодательством не предусмотрено.
В ранее действовавшем законодательстве по бухгалтерскому учету содержание этого понятия раскрывалось достаточно четко. Так, согласно п. 4 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 26.12.94 г. № 170, организация могла выделять на отдельный баланс свои производства и хозяйства (подсобное сельское хозяйство, лесозаготовки, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортное хозяйство и иные структурные подразделения), а также филиалы и представительства, входящие в ее состав и не являющиеся юридическими лицами. При этом в п. 3.4 положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), утвержденного приказом Минфина России от 8.02.96 г. № 10, указывалось, что под отдельным балансом понимается система показателей, формируемая подразделением организации и отражающая его имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организацией, в том числе для составления бухгалтерской отчетности.
В новой редакции положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 6.07.99 г. № 43н, аналогичное нормативно закрепленное определение отдельного баланса отсутствует. При этом необходимо отметить, что положениями как ранее действующего, так и текущего законодательства не предусмотрено ни юридического порядка формирования отдельного баланса, ни нормативно закрепленного способа его объективации, ни обязанности организации по представлению отдельного баланса в налоговые органы. Позиция Минфина России относительно формирования отдельного баланса у подразделения организации содержится в его письме от 29.03.04 г. № 04-05-06/27, где он разъяснил, что под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс. При этом отмечается, что отдельный баланс подразделения должен отражать его имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организацией.
Таким образом, по нашему мнению, отдельным балансом обособленного подразделения можно считать способ группировки учетных данных (систему данных) в целях бухгалтерского учета, характеризующих финансовое положение обособленного подразделения по состоянию на отчетную дату, который имеет внутриорганизационное значение и данные которого включаются в отчетность организации в целом.
Важно отметить, что Управление МНС России по г. Москве в письме от 1.06.2000 г. № 03-12/21344 связывает наличие у подразделения отдельного баланса с отражением об этом информации в учредительных документах и положениях о подразделении, тем самым подтверждая необходимость формального закрепления факта выделения баланса подразделения. Аналогичной точки зрения придерживается и Минфин России (письмо от 17.08.01 г. № 04-02-03/138). По нашему мнению, позиция министерств не основана на нормах действующего законодательства, поскольку нормы законодательства не предъявляют требований о включении в учредительные документы организации либо в положения о филиале или представительстве информации о наличии либо отсутствии у соответствующего структурного подразделения отдельного баланса.
Пример. ООО «Альфа» зарегистрировано в г. Кирове. В г. Самаре у организации образовано обособленное подразделение, которое поставлено на учет в местный налоговый орган. В подразделении создан собственный отдел бухгалтерского учета, при этом отчетная информация подразделения передается в головное отделение через Интернет. Начисление и выплата заработной платы работникам подразделения осуществляются по месту нахождения обособленного подразделения. В положении об учетной политике организации на соответствующий год содержится план счетов обособленного подразделения. Учитывая изложенные обстоятельства, в этом случае можно говорить о том, что подразделение выделено на отдельный баланс.
Итак, определив отличительные признаки, позволяющие установить факт создания обособленного подразделения у организации, рассмотрим особенности налогообложения этих организаций. После создания обособленного подразделения в трактовке НК РФ и осуществления необходимых действий по его учету главной задачей становится исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов во исполнение п. 2 ст. 19 НК РФ.
Налоги, уплачиваемые обособленными подразделениями
Налог на добавленную стоимость. Обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс, не обладают правом оформлять счета-фактуры и вести их обособленный учет. Их обязанности по определению налоговой базы по НДС заключаются в своевременной и полной передаче полученных от поставщиков счетов-фактур в головной офис организации.
В письме МНС России от 21.05.01 г. № ВГ-6-03/404 говорится о том, что если организация реализует товары (выполняет работы, оказывает услуги) через обособленные структурные подразделения, то счета-фактуры оформляются в следующем порядке:
- счета-фактуры на отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) выставляются покупателям обособленными структурными подразделениями;
- нумерация счетов-фактур производится в порядке возрастания номеров в целом по организации. Возможно как резервирование номеров по мере их выборки, так и присвоение составных номеров с индексом обособленного подразделения;
журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж ведутся структурными подразделениями в виде разделов единых журналов учета, единых книг покупок и книг продаж организации. За отчетный налоговый период указанные разделы книг покупок и книг продаж представляются обособленными подразделениями для оформления единых книг покупок и книг продаж налогоплательщика и составления деклараций по НДС.
Исчисление НДС в соответствии с п. 1 ст. 173 НК РФ производится головной организацией. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет организацией в целом, полностью перечисляется головным офисом по месту своего учета в налоговых органах.
Налог на доходы физических лиц. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, перечисляется как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Сумма налога на доходы физических лиц (НДФЛ), подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений (п. 7 ст. 226 НК РФ).
Таким образом, при установлении налоговыми органами обязанности обособленного подразделения по перечислению сумм НДФЛ по месту своего нахождения единственным условием является факт выплаты дохода работнику обособленного подразделения организации.
Следует отметить, что понятие «работник обособленного подразделения», необходимое для определения суммы НДФЛ, подлежащей уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, на законодательном уровне не раскрывается. При признании физического лица, заключившего трудовой договор с организацией, в качестве работника обособленного подразделения организации налоговые органы могут обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.01 г. № 197-ФЗ указание места работы работника (с указанием структурного подразделения) является существенным условием трудового договора. Данный вывод косвенно подтверждается позицией Управления МНС России по г. Москве в письме от 20.10.03 г. № 28-11/58237.
Следовательно, если в трудовом договоре, по которому работодателем выступает головная организация, в качестве места работы указано место нахождения обособленного подразделения, то налоговые органы могут признать физических лиц в качестве работников этого подразделения.
Если в договоре в качестве места работы указано место нахождения головной организации, но работники фактически осуществляют трудовую деятельность по месту нахождения обособленного подразделения, то в случае установления факта осуществления трудовой деятельности работниками по месту нахождения обособленного подразделения последние также могут быть признаны налоговыми органами в качестве работников обособленного подразделения.
При определении порядка представления отчетности (сведения о доходах физических лиц по форме № 2-НДФЛ) необходимо учесть следующее. В п. 2 ст. 230 НК РФ определено, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных за этот период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сотрудники налоговых органов в ряде своих разъяснений придерживаются позиции, согласно которой головная организация обязана представить сведения по форме № 2-НДФЛ о доходах работников как головной организации, так и обособленных подразделений по месту своей постановки на налоговый учет.
Однако указанная позиция сотрудников налоговых органов напрямую не следует из норм главы 23 НК РФ. В данном случае необходимо учитывать положения ст. 83 НК РФ, согласно которой организация, в состав которой входят обособленные подразделения, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Следовательно, место нахождения обособленного подразделения также является местом учета налогоплательщика. Данную позицию подтвердил ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 18.06.03 г. № А56-39236/02, в котором суд прямо указал, что место нахождения обособленного подразделения также является местом учета налогоплательщика. Кроме того, необходимость подачи сведений о доходах работников не головной организацией, а обособленным подразделением косвенно была подтверждена ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 12.05.03 г. № Ф08-1269/03-553А. ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 28.04.03 г. № А74-3564/02-К2-Ф02-1095/03-С1 также не нашел противоречащим налоговому законодательству подачу сведений о доходах работников по месту нахождения обособленного подразделения.
Таким образом, по нашему мнению, сведения о доходах, выплачиваемых работникам обособленного подразделения должны подаваться в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, поскольку именно в этом налоговом органе организация должна состоять на учете в связи с наличием обособленного подразделения. Кроме того, поскольку налог уплачивается по месту нахождения обособленного подразделения, местный налоговый орган для осуществления налогового контроля должен иметь соответствующую информацию о налоговой базе, с которой был уплачен этот налог, т.е. сведения о доходах работников обособленного подразделения.
Единый социальный налог. Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, уплачивают ЕСН и представляют авансовые расчеты и налоговые декларации по месту своего нахождения. Если в состав организации входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета и не начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, то уплата ЕСН и представление авансовых расчетов и налоговых деклараций осуществляются по месту нахождения головной организации.
Порядок перечисления обособленными подразделениями страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию установлен Федеральным законом от 15.12.01 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Согласно п. 2 ст. 10 данного Закона объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 «Единый социальный налог» НК РФ. В соответствии с п. 8 ст. 24 Закона № 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работников обособленных подразделений уплачиваются головным офисом как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения всех обособленных подразделений организации. Однако с учетом требований п. 8 ст. 243 НК РФ данное требование применимо в части обособленных подразделений, не выделенных на отдельный баланс. Выделенные же на отдельный баланс филиалы и представительства могут в соответствии со ст. 243 НК РФ также начислять и уплачивать страховые взносы в ПФР по месту нахождения как головной организации, так и ее обособленных подразделений.
Разъяснения порядка уплаты страховых взносов в бюджет ПФР даны также в совместном письме МНС России от 14.06.02 г. № БГ-6-05/835 и ПФР от 11.06.02 г. № МЗ-16-25/5221 «Об уплате страховых взносов организациями, в состав которых входят обособленные подразделения».
Следует учитывать, что согласно п. 2 ст. 241 НК РФ расчет условия на право применения регрессивных ставок налога производится по организации в целом независимо от исполнения обособленными подразделениями обязанности организации по уплате авансовых платежей по налогу и страховых взносов.
Налог на имущество организаций. Согласно ст. 384 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, уплачивают налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период по нормам ст. 376 НК РФ в отношении каждого обособленного подразделения. За обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс, начисление налога и расчеты по нему с налоговыми органами по месту нахождения таких обособленных подразделений осуществляет головной офис организации.
Налог на прибыль организаций. Особенности налогообложения прибыли организаций, имеющих обособленные подразделения, регламентированы ст. 288 НК РФ. В соответствии с п. 1 этой статьи данные организации исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленных по итогам налогового периода, осуществляют по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.
Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, согласно п. 2 ст. 288 НК РФ производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, исчисленной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику. Указанные в этом пункте удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества исчисляются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений на конец отчетного периода.
Налогоплательщики самостоятельно выбирают, какой из показателей применять - среднесписочную численность работников или сумму расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.
Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, определяются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения. Исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно (п. 3 ст. 288 НК РФ). Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту их нахождения не позднее срока, установленного этой статьей для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период. Налогоплательщик уплачивает суммы авансовых платежей и суммы налога, исчисленные по итогам налогового периода, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного ст. 289 НК РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.
Федеральным законом от 6.06.05 г. № 58-ФЗ были внесены дополнения в ст. 288 НК РФ. После вступления в силу новой редакции ст. 288 НК РФ (с 1 января 2006 г.) налогоплательщик, имеющий несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, может не производить распределение прибыли по каждому из этих подразделений. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых его обособленные подразделения стоят на налоговом учете.
Статья получена: Клерк.Ру