Дмитрий АНАШКИН, специалист компании «Фирмодел.ру»
Статьи, посвященные регистрации ООО, как основной и привычной многим организационно-правовой формы юридического лица, с завидной периодичностью появляются во многих СМИ. Однако это, как правило, советы на тему «Как самому зарегистрировать фирму». Авторы этих статей зачастую далеки от регистрации предприятий, что приводит к разбавлению таких статей весьма сомнительными рекомендациями. Тем не менее, большая часть организаций регистрируется при помощи наемных специалистов (как правило, это фирмы, специализирующиеся исключительно на регистрации юридических лиц (далее «регистраторы»). Считается, что регистрация ООО – простая и незамысловатая операция.
Однако часто приходится наблюдать, как солидные предприниматели в сопровождении своих юристов-профессионалов стоят в очереди за решениями об отказе в регистрации, которые выдает МИФНС №46 по г. Москве. Как говорится - «своими силами».
В любом случае, регистрационный бизнес в Москве весьма востребован, и большинство организаций создаются при помощи юридических фирм. Специфика работы подобных организаций, как правило, основана на поточном принципе работы, что часто означает отсутствие индивидуального подхода к заказчику, однако это не означает, что наилучшим вариантом остается регистрация ООО своими силами. Кроме того, стоимость услуг регистраторов относительно невысока (по Москве 6-8 тыс. рублей). Просто следует придерживаться некоторых советов:
Совет первый: солидность регистратора.
Скорее всего, на качестве услуг это не отразится. Да и сайты всех регистраторов изобилуют фразами вроде «многолетний опыт работы», «индивидуальный подход», «лучшие решения» и т.п. Обращайтесь в ту контору, которая вам территориально ближе, либо в ту которую вам порекомендовали ваши знакомые и не терзайте себя выбором. Качество услуг регистраторов примерно одинаковое, а для регистрации «маленьких» ООО соблюдение каких-либо корпоративных тонкостей в общих случаях не требуется.
Совет второй: будьте готовы к походам на Походный.
Заплатив регистратору, не думайте, что на этом ваши «муки» закончились. Один из Учредителей создающейся компании, после обязательного посещения нотариальной конторы, должен два раза постоять в очередях 46-й налоговой, расположенной на Походном проезде. Впрочем, очереди в 46-й, к счастью, перестали напоминать очередь в Мавзолей, да и регистраторы достаточно подробно объяснят «к кому подойти» и «какой талончик взять», а зачастую и будут лично присутствовать при сдаче регистрационного дела.
Совет третий: юридический адрес (место нахождения юридического лица).
Один из вопросов, который вам задаст консультант-регистратор: «Есть ли у вас юридический адрес?». Если вы регистрируете предприятие на конкретное нежилое помещение, вопрос снимается, и, регистратор записывает адрес с ваших слов. Это лучший вариант. В остальных случаях регистратор вам предложит:
- Покупка адреса – т.е. за определенную сумму (от 4-х до 12-ти т. руб.) регистратор предоставит вам договор аренды на помещение (либо договор о совместной деятельности), в котором якобы будет располагаться ваш офис. При этом стоит иметь в виду, что 70% таких договоров – это подделки (причем об этом даже может не знать ваш регистратор).
- Регистрация ООО по месту жительства одного из Учредителей (физического лица) – предусмотрена и рекомендована Законом г. Москвы о поддержке малого предпринимательства. Однако данный Закон идет в разрез с федеральным законодательством, что периодически приводит к неприятным казусам (в том числе, пусть и очень редко, к отказам в государственной регистрации). Во избежание подобных неприятностей регистраторы рекомендуют указывать адрес с точностью до дома (т.е. без указания квартиры).
- Использование заведомо ложного адреса – т.е. указание в заявлении на регистрацию и уставе предприятия адреса, взятого с карты Москвы. Налоговая инспекция при регистрации не требует документы, подтверждающие место нахождения организации – поэтому этот вариант часто используется. А в случае необходимости получения корреспонденции всегда можно договориться с ближайшим отделением связи. Но не стоит забывать про административную ответственность за предоставление недостоверных сведений в ИФНС.
Кроме того, в Москве существует явление под названием «массовые адреса» - т.е. те на которых зарегистрированы более 10-ти фирм (возможно, что это число будет увеличено). Регистратор должен быть в курсе возможных проблем в случае использования такого адреса, но все же стоит об этом «напомнить».
Совет четвертый: уставный капитал.
Размер уставного капитала, подавляющего большинства новых ООО, равен 10000 рублей (это минимальный установленный Законом размер). В юридической фирме вам предложат на выбор два варианта оплаты уставного капитала – деньгами или имуществом. Оплату уставного капитала денежными средствами вам порекомендуют произвести путем открытия накопительного (временного расчетного) счета. Также возможен вариант внесения денежных средств в кассу ООО датой регистрации предприятия, однако рекомендуется, во избежании неприятных последствий заранее уточнить все моменты в банке где вы собираетесь открывать расчетный счет.
В случае оплаты уставного капитала имущественными (неденежными) вкладами не стоит забывать о налоге на имущество (если вы будете работать находясь на общей системе налогообложения).
Совет пятый: не забывайте про налоги и отчетность.
Выберите систему налогообложения с которой будете работать заблаговременно.
Если вас угораздило зарегистрироваться за один день до конца квартала, то это не освободит вас от сдачи квартальной отчетности, и регистратор не обязан вас об этом предупреждать. А зачастую, когда заказчик не торопится, документы на организацию, зарегистрированную 29 марта, продолжают пылиться в офисе регистратора до 1-го мая.
Совет шестой: хочешь открыть счет быстро – бегай сам.
Почти все регистраторы обязуются открыть расчетный счет клиенту без его присутствия в банке – достаточно только заверить у нотариуса банковскую карточку. Однако банки зачастую гораздо быстрее и охотнее отрывают счета при личном присутствии руководителя компании.
Не забудьте – вы должны уведомить налоговый орган в течение 10 дней с момента открытия расчетного счета, как правило, эту обязанность берет на себя регистратор.
Совет седьмой: постановка на учет во внебюджетных фондах.
Внебюджетные фонды - Фонд социального страхования, Пенсионный фонде и Фонд обязательного медицинского страхования. При создании компании, пусть и с периодическими сбоями, в столице работает «одно окно». Вместе со свидетельством о регистрации заявитель получает на руки выписку из ЕГРЮЛ, где помимо прочих сведений уже указаны соответствующие регистрационные номера и номера филиалов каждого из фондов. Посему необходимость в беготне за извещениями из фондов отпадает, и если регистратор говорит, что вам это не нужно, то он говорит правду. «Травматический» же коэффициент ФСС легко подобрать по классификатору.
Совет восьмой: а если отказ?
Отказы в регистрации бывают и у профессионалов-регистраторов, но все же – это исключение из правил, однако морально стоит быть готовым ко всему. Хотя большинство отказов случаются из-за банальных ошибок (например, в адресе или в фамилии Учредителя), все же есть случаи откровенного нарушения закона со стороны регистрирующего органа. Оспорить такой отказ, к сожалению, можно только через суд – поэтому единственно быстрым решением остается повторная подача регистрационного дела в налоговую инспекцию.
В работе регистраторов существует принцип: если отказ по вине регистратора все расходы по повторной сдаче дела несет он, если же это вина клиента или налоговой инспекции регистратор «умывает руки» - его работа выполнена, повторная оплата государственной пошлины производится уже за счет клиента.
Совет девятый: проверяйте, полученные в налоговой, документы.
Вовремя не замеченную ошибку, допущенную сотрудником МИФНС исправить весьма сложно – поэтому проверяйте полученные документы в день их выдачи.
Совет десятый: При заказе уточняйте полную стоимость услуг.
Какой бы не была стоимость услуг юридической фирмы, накладные расходы останутся неизменными:
Государственная пошлина – 2000 рублей;
Нотариальные расходы – в среднем 1000-1700 рублей (удостоверение подписей, заверение копий документов для открытия расчетного счета);
Изготовление печати - от 200 рублей в зависимости от сложности.
Поэтому рекомендую уточнять заранее - входят ли эти расходы в сумму названную вам по телефону.
Примерный порядок и сроки регистрации с помощью юрфирмы:
- Подготовка документов – 1-2 дня
- Нотариальное заверение подписи одного из Учредителей - заявителя на заявлении на государственную регистрацию
- Подача заявителем документов в МИФНС № 46 по г. Москве
- Рассмотрение рег. органом документов и принятие решения о регистрации – 9 дней
- Получение заявителем регистрационных документов
- Изготовление печати – 1 день
- Открытие расчетного счета – 1-4 дня
Итого – минимум 2 недели, что бы ни говорила реклама в метро, обещающая зарегистрировать фирму за 7 дней.
Статья получена: Клерк.Ру