Конфликт страховых компаний с дилерами Nissan, попытавшимися ввести единые цены на авторемонт, обернулся скандалом. Автодилеры сами подают в Федеральную антимонопольную службу жалобу, и теперь объектом антимонопольного расследования могут стать уже крупнейшие страховые компании, в числе которых «Ингосстрах», РОСНО и «РЕСО-Гарантия».
Вчера ФАС рассматривала сразу несколько дел в отношении партнеров ООО «Ниссан Мотор Рус», которые служба возбудила по жалобе страховых компаний, продающих полисы автострахования. Летом компании пожаловались в ФАС на то, что дилеры Nissan резко, на 25%, подняли цены на ремонт и запчасти (см. Ъ от 31 августа).
Если это пройдет безнаказанно, заявляли страховщики, другие автопроизводители последуют его примеру и страховщикам невыгодно будет отправлять машины клиентов на ремонт к официальным дилерам.
Как рассказала вчера Ъ глава управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг ФАС Юлия Бондарева, заседание обернулось скандалом. Автодилеры заявили, что подают встречную жалобу: по их мнению, страховщики сами вступили в сговор. Как рассказал Ъ финансовый директор Genser Игорь Пономарев, представители дилеров Nissan (Genser, Major-Auto, «Дикси-трейд», «Сервис+") заявили вчера в ФАС, что в Московском регионе до 80% страховых полисов ОСАГО контролируют несколько страховщиков — «Ингосстрах», РОСНО, «РЕСО-Гарантия» — и они диктуют автодилерам расценки на ремонт автомобилей, требуя скидки в 30—40% от его стоимости. На условиях анонимности представитель крупного дилера пояснил Ъ, что между страховщиками и дилерами с момента введения «автогражданки» в 2003 году действовали негласные договоренности о цене на техобслуживание и ремонт автомобилей. Страховщики на тот момент еще слабо представляли, как можно заработать на этом рынке, и попросили дилеров заморозить цены на обслуживание и ремонт до июля 2006 года. Как утверждает источник Ъ, наиболее добросовестно к этой просьбе отнеслись как раз дилеры Nissan, которые не индексировали цены даже с учетом инфляции. Но летом 2006 года дилеры захотели пересмотра условий заканчивающихся соглашений со страховщиками — автодилеры посчитали, что теперь время зарабатывать им. Страховщики с такой постановкой вопроса якобы не согласились, а на попытку Nissan ввести единые цены выдвинули ультиматум о скидках на авторемонт.
Страховщики отвергают обвинения. "'Ингосстрах' никогда не участвовал ни в каких сговорах и никогда не давил на этот сегмент рынка»,- заявил Ъ вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин. «Мы, как и многие страховщики, вынуждены были пойти на условия Nissan, чтобы не оставить машины клиентов без ремонта,- говорит глава департамента страхования автотранспорта РОСНО Сергей Абалакин.- Но ни в какой сговор мы не вступали и ультиматумов по скидкам не предъявляли».
По словам финдиректора Genser Игоря Пономарева, Genser будет подавать заявление в ФАС против страховщиков в одиночку либо совместно с другими дилерами. «Надеемся, что ФАС определит, что импортер автомобилей вправе устанавливать единые цены на техобслуживание и ремонт. Это, на наш взгляд, единственная цивилизованная схема решения проблемы, она действует во всем мире»,- говорит господин Пономарев. Вчера на заседании ФАС представители РСА повторили тезис о том, что если примеру Nissan последуют остальные автопроизводители, выплаты по ОСАГО вырастут на 13% и не все страховщики справятся с ростом уровня убыточности автострахования. Вчера ФАС перенесла рассмотрение дела «дилеры Nissan против страховщиков» на 5 декабря. Ъ будет следить за развитием событий.