Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » Транспортная экспедиция в законе

 

Транспортная экспедиция в законе

 

 

АКДИ "Экономика и жизнь" /

М. БОГАТЫРЕВ, АКДИ "Экономика и жизнь"

Гражданский кодекс предусматривает, что в развитие его главы 41 "Транспортная экспедиция" должен быть принят специальный закон. Принятый 30 июня 2003 г. закон уточняет и дополняет нормы ГК РФ.
Летом нынешнего года был принят Федеральный закон от 30.06.03 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ), который вступил в действие 3 июля 2003 г.

загрузка...

 

 

Его принятие предусмотрено п. 3 ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Если в главе 41 ГК РФ определены правовые особенности договора транспортной экспедиции, то Закон уточняет существенные условия договора и определяет правовые нормы транспортно-экспедиционной деятельности (п. 1 ст. 1 Закона N 87-ФЗ), за исключением деятельности, осуществляемой в области почтовой связи (п. 2 ст. 1 Закона N 87-ФЗ).
Законом определяется порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформления перевозочных документов. При этом утверждение правил транспортно-экспедиционной деятельности возложено на Правительство РФ (ст. 2 Закона N 87-ФЗ). Правилами должны быть определены перечень документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции, и требования к качеству экспедиционных услуг.
Права и обязанности сторон договора определяются Законом N 87-ФЗ и договором транспортной экспедиции.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЭКСПЕДИТОРА

Экспедитор имеет право проверять достоверность представленных клиентом документов и информации (п. 5 ст. 3
Закона N 87-ФЗ). Если договором не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбрать вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта.
Закон N 87-ФЗ исключает право экспедитора заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции (п. 5 ст. 4 Закона N 87-ФЗ). В случае если экспедитор действует от имени клиента, то он обязан представлять клиенту оригиналы заключенных от его имени договоров на основании выданной клиентом доверенности (п. 4 ст. 4 Закона N 87-ФЗ).
В Законе N 87-ФЗ указаны условия, при которых экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента. Такое отступление возможно, когда указания клиента неточны и неполны, когда экспедитор не смог предварительно запросить согласие клиента на отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.
Наделяя экспедитора правом отойти от указаний клиента, Закон N 87-ФЗ вместе с тем обязывает экспедитора незамедлительно (в течение суток) уведомлять клиента о произведенных изменениях (п. 2 ст. 3 Закона N 87-ФЗ).
Наконец - и это следует особо отметить - экспедитор, если это предусмотрено договором, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов (п. 3 ст. 3 Закона N 87-ФЗ).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭКСПЕДИТОРА

За утрату или недостачу груза, наступившую при исполнении договора внутреннего сообщения (после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю), экспедитор обязан возместить клиенту величину объявленной стоимости (при перевозке с объявлением ценности) или действительную (документально подтвержденную) стоимость (при перевозке без объявления ценности).
Действительная стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или в счете продавца. При ее отсутствии исходят из средней цены на аналогичный товар.
Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки. Если такой срок договором не определен, - то в течение разумного срока, необходимого для доставки груза (п. 7 ст. 7 Закона N 87-ФЗ).
За повреждение груза, принятого экспедитором, последний обязан возместить соответственно сумму, на которую понизилась объявленная или действительная стоимость груза.
Статья 8 Закона N 87-ФЗ признает обязательным письменное уведомление экспедитора грузополучателем об утрате, недостаче или повреждении груза. Если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре, не уведомил экспедитора об утрате, о недостаче или повреждении груза и не указал их характер, то считается (если не доказано иное), что груз получен неповрежденным. Если же повреждение груза не могло быть установлено при его приеме, то уведомление экспедитору может быть сделано не позднее, чем в течение 30 календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения его экспедитором (п. 2 ст. 8 Закона N 87-ФЗ).
Договором может быть предусмотрено право экспедитора удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов. В этом случае груз, который был доставлен, но не выдан получателю в связи с неуплатой вознаграждения, причитающегося экспедитору, утраченным не считается, если экспедитор в письменной форме своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг.
В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение в размере, пропорциональном стоимости утраченного груза (п. 3 ст. 7 Закона N 87-ФЗ). Закон N 87-ФЗ также обязывает экспедитора возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением груза, произошедшими по вине экспедитора (п. 4 ст. 7 Закона N 87-ФЗ).
Статья 9 Закона N 87-ФЗ определяет, что экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств, если иное не предусмотрено договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. При этом указывается на особый порядок определения размера ответственности за нарушение срока исполнения обязательства, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В этом случае за нарушение установленного срока экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере 3%, но в сумме не более 80% от причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору.
В случае одностороннего отказа экспедитора от исполнения договора он возмещает клиенту убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере 10% суммы понесенных клиентом затрат.
В договоре транспортной экспедиции может быть оговорен более высокий размер ответственности экспедитора по всем основаниям, за исключением ответственности экспедитора при международных перевозках - в международном сообщении (п. 1 ст. 11 Закона N 87-ФЗ). При этом соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшение ее размеров, установленных Законом N 87-ФЗ, ничтожно (п. 2 ст. 11 Закона N 87-ФЗ).

ПРЕДЕЛЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЭКСПЕДИТОРА В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕНИИ

Законом N 87-ФЗ установлены также особенности ответственности экспедитора в договоре транспортной экспедиции в международном сообщении.
Во-первых, установлен предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. Этот предел не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки (п. 3 ст. 6 Закона N 87-ФЗ). Под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования (Special Drawing Right; принятое в России обозначение - СДР), стоимость которой определяется Международным валютным фондом на основе формируемой в соответствии с их удельным весом в мировой торговле корзины ведущих мировых валют и уже на протяжении длительного периода времени эквивалентна примерно 1,4 долл. США.
Во-вторых, за утрату, недостачу или повреждение груза ответственность экспедитора не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса, утраченного, недостающего или поврежденного груза (п. 2 ст. 7 Закона N 87-ФЗ).
Ответственность за нарушение срока исполнения обязательств одинакова для перевозки грузов в национальном и международном сообщении.

ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ К ЭКСПЕДИТОРУ

Глава 4 Закона N 87-ФЗ "Претензии и иски" устанавливает, что прежде чем предъявить иск к экспедитору, клиенту, осуществляющему предпринимательскую деятельность, следует предъявить экспедитору претензии в письменной форме.
Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший после возмещения убытков страхователю груза право требования к лицу, ответственному за убытки. К претензии об утрате, недостаче или повреждении груза должны быть приложены подлинные или заверенные в установленном порядке копии документов, которые подтверждают право на предъявление претензий, а также документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза.
Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение 30 дней со дня ее получения.
Претензии могут быть предъявлены в течение 6 месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Данный срок исчисляется следующим образом:
- при возмещении убытков за утрату, недостачу или повреждение груза - со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;
- при возмещении убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору - со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;
- при нарушениях иных обязательств, вытекающих из договора - со дня, когда клиент или уполномоченное им на предъявление претензий лицо, узнали или должны были узнать о таких нарушениях.
По истечении шестимесячного срока экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КЛИЕНТА

Клиент несет ответственность перед экспедитором в следующих случаях:
- причинение убытков экспедитору в связи с неисполнением обязанностей по предоставлению информации. Речь идет, например, о возмещении в полном объеме убытков, понесенных экспедитором в связи с самостоятельным оформлением необходимой документации;
- необоснованный отказ от оплаты расходов, понесенных экспедитором. В этом случае уплачивается штраф в размере 10% суммы этих расходов;
- несвоевременная уплата вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов. При этом уплачивается неустойка в размере 0,1% суммы вознаграждения и расходов экспедитора за каждый день просрочки (неустойка не может быть больше указанной суммы вознаграждения).
В случае одностороннего расторжения договора клиент возмещает экспедитору вызванные этим убытки и уплачивает штраф в размере 10% от суммы понесенных экспедитором затрат.
Изложенные меры ответственности клиента установлены Законом N 87-ФЗ и не могут быть изменены договором.

* * *

Для всех требований, вытекающих из договора, Закон N 87-ФЗ определил срок исковой давности в один год. Этот срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска. А право предъявить иск возникает как только сторона договора узнает или должна была узнать о нарушении своих прав. Для требований, предъявляемых клиентом к экспедитору, - это день, когда клиент узнает об отклонении его претензий экспедитором, либо день после истечения срока, отведенного экспедитору для рассмотрения письменной претензии клиента.
По обстоятельствам, связанным с оказанием экспедиционных услуг и возникшим до 3 июля 2003 г., положения Закона N 87-ФЗ применяются к тем правам и обязанностям, которые возникли после его вступления в действие.
ПРИМЕР
Договор транспортной экспедиции между экспедитором и клиентом - физическим лицом, использующим услуги экспедитора для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, был заключен 15 июня 2003 г.
По этому договору мерой ответственности за нарушение срока исполнения обязательства экспедитором была определена неустойка в размере 2% от причитающегося экспедитору вознаграждения за каждый полный день просрочки. Крайний срок доставки груза грузополучателю - 5 июля 2003 г. Фактически же груз был доставлен лишь 10 июля 2003 г.
Согласно заключенному договору, размер уплачиваемой экспедитором неустойки должен был составить 8% от причитающегося экспедитору вознаграждения (за 4 полных дня просрочки). Однако, в связи со вступлением в силу Закона N 87-ФЗ, размер неустойки определяется по правилам п. 2 ст. 9 Закона N 87-ФЗ и составляет 15% от вознаграждения (по 3% за каждый из пяти дней просрочки, в том числе и за неполный день).


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Транспортная экспедиция в законе":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Kia Magentis, Chevrolet Epica, Hyundai NF: Законы малого бизнеса

В тесте участвуют автомобили: Kia Magentis, Chevrolet Epica, Hyundai NF Посмотреть другие фото (10) Когда мы готовили этот тест, я вдруг вспомнил весьма любопытные законы малого бизнеса, сформулированные экономистом Андреем Орловым, на которые случайно наткнулся где-то в дебрях интернета. Интересно, будут ли они работать применительно к автомобилям?

» Корейские автомобили - 3790 - читать


Бухгалтерский и налоговый учет операций по договорам транспортной экспедиции

Источник: Издательский дом Налоговый Вестник / Е. В.

» Бухгалтерия и аудит - 9280 - читать


Договор транспортной экспедиции: оформление, бухгалтерский учет

ИА "Клерк. Ру". Отдел новостей / Автор:

» Бухгалтерия и аудит - 8055 - читать


Договор транспортной экспедиции: учет и налогообложение

Международный еженедельник " Финансовая газета" / А. ВАГАПОВА, ЗАО «Гориславцев и К.

» Бухгалтерия и аудит - 3272 - читать


Транспортная экспедиция: документальное оформление, бухучет и налогообложение

АКДИ "Экономика и жизнь" / В настоящее время достаточно распространена деятельность, связанная с оказанием транспортно-экспедиционных услуг. Как показывает практика, при заключении договоров, связанных с перевозкой грузов, оформлении заказов на транспортировку возникает много нарушений и неточностей. Из этой статьи вы узнаете о том, какими документами оформляются эти операции, как избежать ошибок при отражении операций в бухгалтерском учете и при налогообложении.

» Бухгалтерия и аудит - 12841 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » Транспортная экспедиция в законе

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru