Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » Защита товарных знаков

 

Защита товарных знаков

 

 

Журнал "В курсе дела" /

Кушвид Евгения Александровна,
старший специалист Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

На страницах предыдущего номера журнала (N 14 (42), 2006) читатели познакомились с понятием товарного знака и правилами его регистрации в целях получения правовой охраны. Сегодня мы поговорим о способах защиты прав на товарный знак.

Развитие рынка стимулирует российских предпринимателей активнее овладевать средствами защиты товарного знака, осуществляемой в случае нарушения их прав. Под нарушением исключительного права понимается несанкционированное использование обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком для маркировки товаров и (или) услуг того же рода в период и на территории действия регистрации товарного знака1. Достаточно совершения любого из перечисленных в п.

загрузка...

 

 

2 ст. 4 Федерального закона от 23.09.1992 N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» действий, чтобы возникла необходимость в защите прав на товарные знаки. Исключение составляют случаи введения товарного знака в гражданский оборот на территории РФ непосредственно правообладателем или с его согласия2. Для возникновения от-ветственности за незаконное использование товарного знака достаточно самого факта нарушения. Но если имел место ущерб (убытки), то правообладатель может требовать возмещения в полном объеме (включая упущенную выгоду).

Правообладатель имеет право попытаться разрешить спор в досудебном порядке, например предложить потенциальному нарушителю добровольно прекратить незаконное использование товарного знака. Ведь данное лицо может и не знать, что применяемое им обозначение зарегистрировано в качестве товарного знака другой организации. Если же этот шаг не дает положительного результата, то правообладатель вправе обратиться в суд, а также в таможенные или антимонопольные органы. Защита прав на товарный знак может осуществляться нормами административного, гражданского и уголовного права.

Гражданско-правовой способ защиты

Обычно споры по нарушению прав на товарный знак рассматриваются в арбитражных судах (по соглашению сторон – и в третейских судах). В суде истец может потребовать прекращения незаконного использования товарного знака и возмещения причиненных в результате убытков. Но иногда доказать факт их причинения достаточно сложно. Поэтому в целях зашиты интересов правообладателя действует правило, по которому вместо взыскания убытков он вправе требовать у лица, незаконно использующего товарный знак, выплаты определяемой судом денежной компенсации в размере от 1 тыс. до 50 тыс. МРОТ3. Как показывает судебная практика, в настоящее время именно этот вариант в большинстве случаев используют владельцы товарных знаков. Тем более что для взыскания компенсации следует доказать лишь сам факт незаконного использования знака, а размер причиненных убытков подтверждать не нужно.

Защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака осуществляется также с помощью: Публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего (как правило, в СМИ, рекламировавших товар с неправомерным использованием товарного знака). При этом очень важно, чтобы требование о публикации было обоснованным.

Пример. Владелец товарного знака обратился в арбитражный суд с иском о защите прав путем удаления знака с введенной в хозяйственный оборот продукции и опубликования соответствующего решения в трех газетах. Арбитражный суд удовлетворил иск, поскольку ответчик изготовил и продал швейные изделия, незаконно использовав товарный знак истца. Для опубликования судебного решения суд назвал конкретное печатное издание, так как именно оно помещало рекламу ответчика о продаже товара и распространялось в месте реализации товара4.

«Удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения либо уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок в случае невозможности удаления с них незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, за исключением случаев обращения этих контрафактных товаров, этикеток, упаковок в доход государства или их передачи правообладателю по его заявлению в счет возмещения убытков или в целях их последующего уничтожения»5. Об уничтожении речь идет в тех случаях, когда товарный знак и сам товар неотделимы. Например, когда в качестве знака зарегистрирована форма изделия или знак отлит при изготовлении его корпуса.

Пример. Арбитражный суд рассматривал дело по иску ООО «Гемовит» к ООО «ГЕМОВИТ-Дельта» о признании незаконным использования в его деятельности обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком ООО «Гемовит», и об обязании ответчика прекратить нарушение исключительных прав на товарный знак истца путем уничтожения за его счет выпущенных рекламных материалов, этикеток, продукции, упаковок в случае невозможности удаления с них обозначения, сходного с товарным знаком до степени смешения. Ответчик ссылался на то, что его обозначение выполнено в иной цветовой гамме и изображение в виде голов животных он не использовал. Поэтому столь существенные расхождения не позволяют потребителю заблуждаться в отношении товаров истца и ответчика. Решением от 31.03.2004 г. в иске отказано.

Суд апелляционной инстанции своим постановлением от 10.06.2004 отменил данное решение и обязал ответчика прекратить нарушение исключительного права на товарный знак истца. Материалами дела было подтверждено, что истец – владелец исключительного права на товарный знак согласно свидетельству N 207084. При этом все элементы товарного знака, включая словесное обозначение «гемовит», являются охраняемыми и свидетельством установлен приоритет от 23.09.1999 г.

Арбитражный суд кассационной инстанции оставил постановление без изменения, посчитав обоснованными выводы суда апелляционной инстанции о том, что ответчик, используя словесное обозначение «гемовит», являющееся охраняемым элементом товарного знака истца, нарушает права истца на товарный знак, так как обозначение, используемое ответчиком для рекламы и продажи товаров, сходно до степени смешения с товарным знаком истца6.

Иски о нарушении прав на товарный знак могут быть предъявлены нескольким лицам одновременно. В этом случае ответственность за неправомерные действия и возмещение причиненных убытков лежит на каждом из них. И если, предположим, в продажу поступает продукция с товарным знаком, используемым без разрешения правообладателя, то нарушителями одновременно являются и изготовитель, и продавец.

Пример. Арбитражный суд рассматривал дело по обращению часового завода с иском к комиссионному магазину, выставившему на продажу часы с товарным знаком, производителем которых завод не был. Истец требовал пресечения нарушения прав на товарный знак. Возражая против заявленных требований, ответчик ссылался на то, что он не изготавливал часы, а только занимался их реализацией. Однако суд удовлетворил иск, обязав ответчика снять с реализации часы с товарным знаком истца, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 23.09.1992 N 3520-1 предложение к продаже является элементом введения товара в хозяйственный оборот и представляет собой самостоятельное нарушение прав владельца товарного знака.

В установленном российским законодательством порядке судами рассматриваются следующие споры:
  • о нарушении исключительного права на товарный знак;
  • о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака вследствие его использования на товарах, не обладающих едиными характеристиками;
  • о заключении и об исполнении лицензионного договора и договора о передаче исключительного права на товарный знак (договора об уступке товарного знака)8.

Данные споры подлежат рассмотрению арбитражным судом только в случае, когда в таких договорах или отдельном письменном соглашении сторон предусмот-рена передача разногласий по договору на разрешение арбитражного суда9.

В связи со значительным ростом в последнее время числа обращений в суд по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в Арбитражном суде г. Москвы была создана коллегия по рассмотрению данных споров.

Административно-правовой способ защиты

Административно-правовой способ защиты нарушенных прав на товарный знак дает возможность:

  • подачи возражения против регистрации товарного знака в Палату по патентным спорам;
  • обращения с заявлением о нарушении правил добросовестной конкуренции в Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП);
  • подачи жалобы в вышестоящий орган организации нарушителя (если таковой имеется).

Обращения в антимонопольные органы рассматриваются лишь в случае, если речь идет о недобросовестной конкуренции в связи с использованием товарных знаков. Одной из ее форм является продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, продукции, выполнения работ, услуг10. Федеральный антимонопольный орган рассматривает факты нарушения антимонопольного законодательства и принимает по ним решения в пределах своей компетенции11. Данные дела возбуждаются только на основании заявления правообладателя с приложением правоустанавливающих документов. Нарушения антимонопольного законодательства рассматриваются соответствующими территориальными управлениями по месту нахождения (месту жительства) лица, совершившего правонарушение, либо по месту его совершения, за исключением случаев, когда дело принимает к рассмотрению МАП РФ. В результате рассмотрения заявления антимонопольный орган выносит решение или предписание, а также налагает штраф и выносит предупреждение.

Другие способы защиты

Защита исключительных прав на товарный знак может осуществляться таможенными органами, если товары, произведенные с незаконным использованием товарных знаков известных фирм (пиратская продукция), ввозятся в Россию или, наоборот, вывозятся за ее пределы.

Вопрос защиты прав интеллектуальной собственности регулирует Положение о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами, утв. Приказом ГТК РФ от 27.10.2003 N 1199. Таможенные органы вправе принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, на основании письменного заявления правообладателя или его представителя. Данные органы ведут реестр объектов интеллектуальной собственности12. При выявлении признаков административных правонарушений (преступлений), производство по которым отнесено к компетенции других государственных органов, таможенные органы незамедлительно передают им данную информацию13.

Нельзя забывать и о самозащите правообладателей на товарные знаки14. Ее способы должны быть соразмерны нарушению и не могут выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. В качестве таких мер отметим проставление на оригинальных товарах специальных голограмм и других труднокопируемых приспособлений, с помощью которых можно отличить оригинальные товары от подделок.

Лица, нарушающие исключительные права владельцев товарных знаков, могут быть подвергнуты и уголовной ответственности15. Уголовная ответственность за незаконное пользование чужим товарным знаком или сходными с ним обозначениями для однородных товаров и за применение предупредительной маркировки для знака, не зарегистрированного в установленном порядке, предусмотрена ст. 180 УК РФ.

Необходимо помнить, что основной мерой по защите товарного знака остается его регистрация. Зачастую компании не придают этому должного значения и тем самым предоставляют недобросовестным лицам возможность зарегистрировать товарный знак на свое имя и вследствие этого создать препятствия для его использования законным правообладателям.


1) п. 2 ст. 4 Федерального закона от 23.09.1992 N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара»

2) ст. 23 Федерального закона от 23.09.1992 N 3520-1

3) п. 4 ст. 46 Федерального закона от 23.09.1992 N 3520-1

4) п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 27.01.1997 N 11

5) п. 2 ст. 46 Федерального закона от 23.09.1992 N 3520-1

6) Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.09.2004 по делу N А66-9684-03

7) п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.07.1997 N 19 «Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак»

8) ст. 45 Федерального закона от 23.09.1992 N 3520-1

9) Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 27.01.1997 N 11

10) ст. 10 Федерального закона от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

11) ст. 27 Федерального закона от 22.03.1991 N 948-1

12) п. 4 гл. III Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами, утв. Приказом ГТК РФ от 27.10.2003 N 1199

13) п. 72 Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами, утв. Приказом ГТК РФ от 27.10.2003 N 1199; ст. 411 Таможенного кодекса РФ

14) ст. 14 ГК РФ

15) п. 1 ст. 46 Федерального закона от 23.09.1992 N 3520-1


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Защита товарных знаков":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Комментарии (2)

Иванна, 26 ноября 2012, 04:02

Вы знаете защитить права очень сложно даже учитывая все эти правила, и сколько бы ты не задавался правильностью составления контракта или выставляя на своих работах значки копирайта. Я вот мониторила инет и информацию защите и скажу так, не часто встречаются прецеденты где людям удалось доказать свою интеллектуальную собственность. Очень редко такое бывает, и хорошо бы еще знать какие нибудь расценки на это. Адвокаты же еще денег стоят, мне правда советовали ак «адвокат» говорят что они хороши в этом и не дороги, но мы то не миллионеры, хотя все судебные издержки можно возместить с ответчика , конечно же проигравшего

ответить

Данила, 2 декабря 2012, 21:04

Копипаста такая штука, что уследить сложно, какого бы размера ее не ставить. Вон сейчас блогер аматор говорит: «фото взяли внизу лого обрезали и спокойно публикуют, а журнал то известный!» А ставить его поперек и большими знаками, так ведь все красота убивается, а если ты только начинаешь и тебе нужно себе преподнести? Что бы фото твое или иллюстрацию разглядели. И я думаю что в нашей стране так мало рассматривается дел в судах по поводу интеллектуальной собственности, что человек непонимающий не может предположить что можно доказать свою правоту. Очень радует что находятся такие адвокаты у которых получается помочь и защитить столь незащищенного творческого человека. А ведь зачастую это фрилансеры, у них вообще прав никаких нет.

ответить

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Что за «зверь» товарный знак?

Материал предоставлен журналом "Расчет" / Елизавета ПОГОСЯН Даже перед небольшими предприятиями рано или поздно встает проблема – как выделиться среди миллиона таких же фирм? Один из способов – зарегистрировать свой логотип или товарный знак. Нередко решать такие проблемы приходится и бухгалтерам.

» Юриспруденция и Право - 1741 - читать


Как защитить товарный знак в интернет

Нет необходимости подробно рассказывать читателям журнала о таком явлении современной жизни, как доменное имя в сети Интернет. Следует лишь заострить внимание на том обстоятельстве, что система доменных имен (адресов) построена особым образом, исключающим существование двух одинаковых доменных имен. Они могут отличаться как оригинальным названием, выполненным латиницей, так и буквенным кодом, который, например, может символизировать страну происхождения домена (RU – Россия, ...

» Юриспруденция и Право - 2445 - читать


Защитим свой товарный знак

Юридический справочник руководителя / Товарные знаки — это обозначения, которые служат для индивидуализации товаров или услуг. Существует несколько видов товарных знаков: словесные, изобразительные, комбинированные, объемные, звуковые. К словесным обозначениям относят слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания.

» Юриспруденция и Право - 4156 - читать


Как защитить товарный знак

Материал предоставлен журналом Консультант / Несвоевременно или неправильно принятые меры по защите товарного знака могут дорого стоить компании. Особенно, если под ее маркой распространяется продукция откровенно низкого качества. Тем не менее, как показывает практика, иногда фирмы предпочитают воздержаться от реакции на нарушение их прав.

» Управление и менеджмент - 3393 - читать


Товарный знак как способ защиты прав, торговая марка как средство продвижения. История и перспективы развития

Рыкова И. В., к.э.н., генеральный директор ООО “Правовой Сервис “ФАРН” Опубликовано в номере: Маркетинг в России и за рубежом №3 / 2002 Расширение масштабов конкуренции, стремление производителей и продавцов привлечь к производимым и продаваемым товарам потенциальных потребителей и необходимость удержания существующих покупателей и клиентов значительно активизировало использование в предпринимательской деятельности товарных знаков, торговых марок и так называемых брэндов.

» Управление и менеджмент - 8396 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » Защита товарных знаков

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru