За первые полгода компания «Альянс Росно жизнь» принесла своим акционерам $3,8 млн убытков, сократив прибыль всей группы «Росно» на 20%. Инвестиции в страхование жизни окупаются долго, объясняет гендиректор «Росно» Леван Васадзе. Этим бизнесом компания занимается уже 10 лет.
«Альянс Росно жизнь» создана в 2004 г., является 100%-ной «дочкой» компании «Росно». В «Альянс Росно жизнь» был передан весь портфель договоров страхования жизни из «Росно».
Компания имеет представительства в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Иркутске, Краснодаре, Казани, Самаре, Тюмени, Уфе, Хабаровске и других городах. Агентская сеть компании, по собственным данным, состоит из более чем 1500 человек. В первом полугодии 2006 г., как следует из отчетности «Росно», «Альянс Росно жизнь» собрала $4,2 млн премии. |
Развивать страхование жизни хотят многие компании. В этом году сразу несколько страховщиков объявили о крупных инвестициях в это направление, анонсировав свои планы по захвату 10% рынка в ближайшие пять лет. Но это довольно затратный бизнес — инвестиции в создание компании федерального уровня исчисляются десятками миллионов долларов, предупреждает президент Национальной страховой группы (НСГ) Юрий Решетняк. Учредители таких проектов должны понимать, что их финансовые вложения окупятся не сразу, вторит ему гендиректор компании «МСК-Лайф» Александр Федонкин. В том, что отдача от развития страхования жизни приходит не сразу, убедились и в «Росно», которая занимается этим бизнесом уже почти 10 лет. По итогам первого полугодия 2006 г. чистая прибыль группы «Росно» составила $15,5 млн, но она могла быть на 25% больше, если бы не работа «Альянс Росно жизнь», которая за это же время принесла убыток в $3,8 млн.
«Убытки "Альянс Росно жизнь" — абсолютно плановые, они были заложены в бизнес-план, — объясняет гендиректор "Росно" Леван Васадзе. — 2006 г. стал для нас первым полноценным годом работы на рынке страхования жизни». Первая фаза развития предусматривает массированные инвестиции в развитие агентской сети, открытие точек продаж и рекламу, рассказал страховщик. Как правило, на создание сети и построение бэк-офиса, прежде всего на IT, и приходится львиная доля затрат акционеров, отмечают гендиректор компании «Ингосстрах-ЛМТ» Антон Кушнер и директор управления андеррайтинга и методологии личного страхования Страхового дома ВСК Алексей Храпов.
Год назад, в первом полугодии 2005 г., «Альянс Росно жизнь» собрала $1,5 млн, а убытки страховщика составили $2 млн. Теперь сборы компании лишь ненамного — на $0,4 млн — превысили ее убытки. У страхования жизни своя специфика: чем больше премии компания собирает, тем больше она тратит на развитие бизнеса, комментирует финансовый результат «Альянс Росно жизнь» гендиректор общества страхования жизни «Россия» Маргарита Хорунжая. «В момент активного развития это совершенно нормально, — уверяет она. — При таких сборах ($4,2 млн за полгода) ее убыток вполне мог быть и больше». С этим соглашается и Кушнер. По его словам, чистая прибыль «Ингосстраха-ЛМТ» по РСБУ за шесть месяцев 2006 г. составила 31,1 млн руб. «Но мы проводим активные операции не только по страхованию жизни, но и по страхованию от несчастных случаев и болезней», — объясняет показатели страховщика Кушнер.
Финансовый результат в страховании жизни во многом зависит от построения системы продаж, а также от качества клиентского портфеля, отмечает Федонкин. Например, комиссия агентов, продающих «жизнь», на первых порах чрезвычайно высока: она может достигать 100% от страховых взносов в первый год страхования, так что убыток в момент резкого наращивания портфеля практически гарантирован, говорит он.
Убыточным бизнес «Альянс Росно жизнь» будет еще три-четыре года, прогнозирует Васадзе. По расчетам Решетняка из НСГ, срок выхода компании по страхованию жизни на прибыльность — от пяти до десяти лет. Храпов из Страхового дома ВСК полагает, что безубыточным серьезный проект по страхованию жизни может стать через четыре-семь лет. Срок в семь лет называет и Хорунжая из «России": «Раньше прибыли не бывает».