Немецкая газета Handelsblatt считает, что это событие несет в себе электризующий момент. Готовы ли мы всего через 15 лет после распада СССР к тому, что некогда основной противник становится равноправным партнером в отрасли, политико-стратегическое значение которой велико как ни у одной другой, задается вопросом издание.
Кто трезво оценивает факты, тот понимает, что экономическая интеграция вновь сильно опередила общественное сознание. Сотрудничество с бывшей сверхдержавой, куда еще несколько лет назад было запрещено поставлять даже персональные компьютеры, развивается полным ходом.
Российские предприятия проникают на западные рынки, на которых они разворачиваются благодаря собственной экономической мощи. Это энергетика и тяжелая промышленность продвижение "Газпрома" и "Северстали" можно только приветствовать. Однако это еще и военно-промышленный комплекс. Чем дольше страна наживается на росте цен на энергоносители, тем более настоятельным становится поиск возможностей для хорошего вложения денег за границей, указывает газета.
EADS со своей стороны тоже пытается освоить российский рынок. Западная Европа уже сегодня использует российские высокие технологии, надеясь с помощью русских инженеров расшить собственные узкие места. В последнее время EADS даже установил партнерские отношения с российским производителем боевых самолетов. То, что в недавнем прошлом считалось в лучшем случае единичным явлением, теперь складывается в новую картину целенаправленного европейско-российского сотрудничества в области оборонной промышленности.
Создание европейской военной промышленности это ключевой элемент внешней и оборонной политики, и, несмотря на все сближение, не нужно забывать, что Россия не является прибежищем истинных демократов, что она не соответствует стандартам, предъявляемым к членам ЕС. Президент Владимир Путин прекрасно знает, почему он не позволяет Западу обрести стратегическое влияние на российский энергетический сектор, пишет газета.
Другое немецкое издание Frankfurter Allgemeine в статье "Россия внедряется в концерн EADS" упоминает о том, что российский банк использовал падение биржевых курсов EADS, которое произошло в июне из-за сообщения о повторных задержках в строительстве самолетов A380 для Airbus. Однако, как стало известно, "Внешторгбанк" не планирует продавать акции EADS, пользуясь ростом их биржевого курса. Напротив, запланировано дальнейшее приобретение акций концерна.
В акции европейской компании предусмотрено вложить около 1,2 млрд долларов. В настоящее время российский банк стремится получить доступ к принятию решений в компании. На сегодняшний день крупнейшим акционером EADS является концерн Daimler-Chrysler, владеющий пакетом в 22,3%. Правительству Франции принадлежит около 15% акций.
Интересы EADS многогранны. Прежде всего, дочернее предприятие Airbus привлекают растущие шансы на реализацию своей продукции на развивающемся российском рынке. По оценкам экспертов из этой отрасли, Россия совместно с другими республиками бывшего Советского Союза в ближайшие 20 лет может заказать около 130 большегрузных пассажирских самолетов приблизительно на 19 млрд долларов.
С другой стороны, американская самолетостроительная компания имеет более прочные позиции в производстве комплектующих для российского рынка и в предоставлении инженерных услуг. Около 1200 инженеров работают в компании Boeing в Москве. Airbus совместно с фирмой Kaskol также имеет в российской столице инженерный центр, но в нем занято лишь 120 сотрудников. Русские пока отклонили предложение стать партнерами в строительстве самолета с большой дальностью полета A350. EADS ищет поставщиков, которые бы способствовали получению дополнительных заказов, но требует за это значительного финансового участия. Россия пока относится к этому настороженно. Однако российские компании поставляют комплектующие для моделей Airbus A380, A320 и A330/340.
Британская The Daily Telegraph указывает, что "Внешторгбанк" сэкономил почти 40% по сравнению с пиком цен в апреле. Так как покупка была осуществлена во время управленческого кризиса в EADS, новому акционеру более или менее гарантирован теплый или, по крайней мере, нейтральный прием.
Теперь российское государство получило опору в превосходной компании, которая царствует на половине глобального рынка пассажирских самолетов. Уже идут разговоры о путинском представителе в правлении, что превратит франко-германскую компанию в полноценный трехсторонний проект, в котором Россия играет стратегическую роль.
Благодаря нефтедолларам, текущим в российскую казну, Россия имеет или скоро получит и деньги, и мощности EADS для возрождения своей практически запущенной авиаиндустрии. Когда придет время выбирать, где производить запчасти для нового A350 или следующее поколение самолетов Airbus, можно быть совершенно уверенными, что прибыльные контракты получит Россия. В отношении того, что их может получить Великобритания, такой уверенности нет. Что касается EADS, то компания приобретает возможность использовать гигантский российский потенциал в сфере инженерных талантов и умений в авиастроении.
Вторжение Кремля еще более осложнит противостояние с Вашингтоном, который уже не горит желанием делиться своими технологиями с Европой. Влиятельные группы в Париже, Берлине и Брюсселе давно выступали за интеграцию с Москвой в сфере обороны, считая российские военные мускулы недостающим звеном с точки зрения претензий Европы на статус сверхдержавы. Возможно, сейчас идет именно этот процесс, и он ставит Соединенное Королевство перед затруднительным выбором, считает издание.
Статья получена: InoPressa.ru