Раньше они боролись с государством и местными конкурентами за контроль над внутренним бизнесом. Сейчас все больше российских менеджеров интересуется покупками на Западе.
Российские деловые лидеры пытаются привлекать иностранных инвесторов с помощью Американский депозитарных акций. Они стали богаче, почувствовали себя увереннее, их приоритеты изменились, у них появились амбиции на уровне международных корпораций.
Эти тенденции ярко проявились после того, как правительство Греции объявило конкурс на покупку 23% акций компании "Hellenic Petroleum", который состоится весной.
Два основных претендента - российские компании, "ЮКОС" и "ЛУКойл".
"Берегитесь, русские идут, - шутит Сергей Воробьев, глава московского представительства кадрового агентства "Ward Howell", занимающегося набором руководителей. - Это - начало новой тенденции".
Лондонский "Московский Народный банк" существовал еще до русской революции, национальная авиакомпания "Аэрофлот" вела активную деятельность за рубежом в советские времена, но лишь по прошествии десяти лет со времени развала коммунизма экспансия за рубежом началась в полную силу.
Газовая монополия "Газпром", пользующаяся поддержкой государства, стала первопроходцем, создав компанию "Wingas" вместе с немецкой группой "Wintershall". Кроме того, "Газпром", заинтересованный в развитии экспортных связей, приобрел 10% акций газопровода, соединяющего Великобританию с континентальной Европой.
В девяностых годах большая часть средств вкладывалась на бывшей советской территории. В прошлом году нефтехимическое дочернее предприятие "Газпрома" "Сибур" приобрело активы в Венгрии. Компания "Объединенные машиностроительные заводы" купила завод "Upetrom" в Румынии.
Впереди идут нефтяные компании. Они расширяют - или укрепляют - традиционный контроль над нефтеперерабатывающими заводами и нефтепроводами, например, в странах Балтики, Словакии, Казахстане. Кроме того, они ведут активную деятельность в государствах, исторически связанных с Советским Союзом, в первую очередь в Ираке.
Крупнейший российский производитель нефти "ЛУКойл" начал поход на Запад с покупки компании "Getty Petroleum", владеющей сетью АЗС и занимающейся оптовой продажей бензина в Северной Америке. В прошлом году "ЮКОС" купил британские нефтяные сервисные предприятия норвежской группы "Квэрнер".
"Сейчас у россиян есть деньги, - говорит один западный консультант, работающий в Москве. - Они понимают, что надо либо есть, либо быть съеденным, и хотят быть хищниками. Чтобы стать международным игроком, нужно владеть дистрибьюторской сетью. Никто не хочет тратить 50 лет на ее создание, поэтому ее надо покупать".
"ЮКОСом", скопившим уже 3 млрд. свободных долларов, руководит Михаил Ходорковский. "Я быстро повышаю объемы производства в России, - сказал он. - Я не могу продолжать инвестировать здесь, но хочу расширять компанию, поэтому мы смотрим на другие регионы мира. Это - начало интеграции России в мировую экономику".
Несмотря на спад во всем мире, в российской внутренней экономике продолжается рост. Структура компаний как правило иерархична, что позволяет руководителям действовать быстро, когда у них есть избытки ресурсов, а качественные западные активы дешевы.
Однако до настоящего времени международные амбиции остаются скромными, а риски - большими. Критики заявили, что покупка "ЛУКойлом" "Getty" за 70 млн. долларов - это просто пиар. Однако компания утверждает, что планирует использовать эту сеть для продажи российской нефти в США.
"ЮКОСу" пришлось урезать свои амбиции после того, как активное сопротивление помешало ему реализовать свой план получения полного контроля над группой "Квэрнер".
После того, как президент России Владимир Путин пообещал сотрудничать в борьбе с терроризмом, США относятся к российским компаниям достаточно благосклонно. Еще в прошлом году компания "ЛУКойл" перенесла вывод акций на фондовую биржу из Нью-Йорка в Лондон в связи с опасениями, что на нее могут оказать давление, поскольку она работает в таких политически-чувствительных регионах, как Ирак. Война с террором выходит за пределы Афганистана, и скоро эта тема может вновь обрести актуальность.
Статья получена: InoPressa.ru