Крупнейшая российская нефтяная компания "Лукойл" объявила о своем намерении купить "Getty Petroleum Marketing Ink" за 71 млн. долларов - впервые российская компания приобретает американскую фирму.
Данная сделка означает, что имя и красно-белый логотип "Лукойла" появятся на 1300 АЗС "Getty", расположенных на северо-востоке и западе США. Это первый шаг на пути к более крупным инвестициям в США. "Лукойл" заплатит 5 долларов за каждую акцию сети заправочных станций - остаток былой нефтяной империи Пола Гетти, умершего в 1976 году.
"Это огромный рынок для нашей нефти, и вообще, самый крупный в мире рынок в финансовом отношении,- заявил Владимир Глузман, возглавляющий операции "Лукойла" в Западном полушарии. - И мы пытаемся на него выйти". По его словам, сделка с "Getty" будет своего рода трамплином к дальнейшим приобретениям в нефтеперерабатывающей отрасли и торговле в США.
Созданная сразу после развала СССР в 1991 году Вагитом Алекперовым, компания "Лукойл" теперь производит четверть российской нефти и ее прибыль, по словам Глузмана, в прошлом году составила 11 млрд. долларов.
Ее разведанные запасы нефти, составляющие более 13,5 млрд. баррелей - один из самых высоких показателей в отрасли - сосредоточены в Западной Сибири, Северном Каспии и Ираке. "БП Амоко" принадлежит 10% акций "Лукойла" в результате приобретения "Atlantic Richfield Co".
Однако "Лукойл" хочет активизировать свою деятельность в США и потому положил глаз на "Getty". "Getty Petroleum Marketing" в 1996 году выделилась из состава "Getty Petroleum Corp" и стала заниматься продажами бензина и нефтяного топлива.
"Лукойл" добавит свое имя к логотипу "Getty", однако, по словам компании, выбор между "Lukoil-Getty" или "Getty-Lukoil" еще не сделан.
Через 3-4 года на АЗС будет развеваться только эмблема "Лукойла",- говорит Глузман. "Мало-помалу,- подчеркивает он,- мы будет пытаться создать здесь нашу собственную марку".
Недавние маркетинговые исследования отношений американского потребителя к выходу России на американский рынок благоприятны для нас,- говорит Глузман. "Холодная война закончена. Люди в США относятся к этому, как к единению,- отметил он. - Мы не думаем, что возникнут какие-то социальные проблемы".
Глава "Лукойла" Алекперов имеет тесные связи в российском руководстве, однако, по мнению экспертов, он не принадлежит к так называемым российским олигархам.
Бывший посол США в СССР и РФ Роберт Страус, назвавший Алекперова своим другом, подчеркнул, что Россия очень хочет выйти на американский рынок. Это хорошее место для старта. В настоящее время Страус является главой юридической фирмы "Akin, Gump, Strauss, Hauer&Feld", представляющей интересы "Лукойла" в этой сделке.
Штаб-квартира "Getty" по-прежнему останется в Иерихоне в штате Нью-Йорк. "Лукойл" заявляет, что не собирается никого увольнять и что большая часть - если не все - нынешнего руководства "Getty" останется на своих местах.
Как и многие другие американские компании, торгующие нефтепродуктами, в последние годы "Getty Marketing" стала испытывать серьезные трудности: в первой половине этого года она потеряла 5,2 млн. долларов на продажах, общий объем которых составляет 596 млн. долларов.
Предложение "Лукойла" обеспечивает акционерам "Getty" прибавку в 54% к 3,25 долларов за акцию - таковы были их котировки в среду.
После объявления о сделке вчера на Нью-йоркской фондовой бирже акции "Getty" подскочили на 1.38 долларов, то есть на 40%; таким образом, их стоимость составила 4,81 доллара за акцию. По сообщениям "Bloomberg", АДР "Лукойла" упали в цене на 3,75 долларов и составили 49 долларов.
"Мы не ожидаем, что данное приобретение принесет "Лукойлу" сколько-нибудь серьезную прибыль",- заявил "Bloomberg News" эксперт по ценным бумагам московского отделения "Chase" Валерий Нестеров. Тем не менее, на американском рынке компания будет получать доллары, а не слабые российские рубли. Более того, в отличие от России, в США отсутствует контроль над ценами на нефтепродукцию.
Статья получена: InoPressa.ru