Анна КОСТЫГИНА
Кадровый бизнес в последнее время стал напоминать двуликого Януса: с одной стороны упрощенка и усеченный бухгалтерский учет, с другой – развитая система учета интеллектуальных и прочих достоинств соискателей и персонала с постановкой всего этого имущества на... баланс (пока только управленческий).
Необычные расходы, сложный учет
Многие кадровые агентства предлагают услуги, именуемые «аутстаффинг», «аутсорсинг», «лизинг» (долгосрочный и краткосрочный) персонала (см. Аудит-словарик). О том, почему такие услуги расцвели пышным цветом и чего стоит опасаться, если руководство поддалось убедительной рекламе, мы подробно рассказывали в февральском и мартовском номерах нашего журнала за этот год.
Общаясь с главными бухгалтерами кадровых агентств, можно обнаружить много занимательного в их методологии учета. Необычные, а потому зачастую проблемные для других фирм траты для кадровых агентств – вполне тривиальные расходы по обычным видам деятельности (см. таблицу «Необычные расходы по обычной деятельности»).
Правда, в последнее время из-за того, что буквально каждый четвертый клиент стал настаивать на смене формулировок в договорах, бухгалтеры кадровых агентств испытывают трудности. Например, многие просят заменить слова «услуги по подбору персонала» на «консультационные услуги» или исключить пункт о бесплатном распространении объявлений на вакансии. Оказывается, некоторые налоговые инспекторы считают скидки, используемые кадровыми агентствами при размещении объявлений, внереализационными доходами фирм, пользующихся услугами по подбору персонала!
Понятно, что в такой ситуации бухгалтеру кадрового агентства однозначно классифицировать расходы уже сложнее. Вероятно, поэтому многие из них ратуют за переход на упрощенную систему налогообложения по схеме «6 процентов с доходов». Представителей таких агентств легко определить по небрежно брошенным фразам: «Для нас содержание договора непринципиально».
В обмен на «уступки» клиенту могут подложить договор не с самим агентством, а с так называемым буфером (фирмой-однодневкой). Если руководство настаивает на подписании такого договора, то «исполнителя» стоит проверить хотя бы по небезызвестному «черному» списку ФНС.
И все же наиболее неординарным оказалось общение с прослойкой сотрудников кадровых агентств, именующих себя финансистами (по сути – специалисты по управленческому учету). В угоду налоговикам они отказались от словосочетаний «аренда персонала» и «лизинг персонала», но продолжают учитывать наймитов на балансе. Правда, в целях политкорректности учет ведется на счете «Нематериальные активы», а не на счете «Основные средства».
«Полная» бухгалтерия
«Выкупная стоимость», «амортизация» сотрудников и иные, дикие для неискушенного бухгалтерского уха понятия уже звучали на страницах нашего журнала. Например, в мартовском номере «Расчета» за 2005 год (стр. 56) главный бухгалтер из Москвы рассказывала, как по требованию руководства разработала систему оценки эффективности работы сотрудников с использованием трехзначных счетов управленческого учета. Были приведены даже «стандартные» проводки для такого учета.
По нашей внутренней статистике, этот специалист – одна из немногих, кто занимается и обычным бухгалтерским учетом, и истинным – управленческим. Именно поэтому ее баланс не разбит на части, а един. Правда, для «управленческих» целей использованы невидимые глазу налогового инспектора субсчета и забалансовые счета.
Другие «финансисты» предпочитают не путать «официальную» и «полную» бухгалтерию («бело-черная» терминология в этой среде не приветствуется). Тем более что квалификацию сотрудников в управленческом учете они упорно именуют нематериальным активом.
– Консолидация официального и полного баланса привела бы к неразберихе, – поясняет финансист Олег. – Официозный бухучет не признает нематериальным активом интеллектуальные и деловые качества персонала, его квалификацию и способность к труду! Ну а термин «предмет аренды» мы заменили в прайсе на слово «предоставление». Все эти рассуждения трудовых и налоговых инспекторов о «рабском учете» и крепостном праве уже изрядно нам надоели.
Основная ценность
Многие финансисты искренне не понимают подоплеки «политических» баталий и рассуждают примерно так. Уставный капитал кадрового агентства – символический, основных средств – практически ноль, для формирования оборотного капитала используются авансы покупателей. Одним словом, основная ценность агентства – персонал, имеющий безупречную репутацию у клиентов.
Естественно, что в команде постоянно идет ротация кадров, например, бухгалтеры становятся аудиторами, аудиторы – финансистами. Кроме того, привлекаются молодые специалисты в расчете на то, что они смогут приобрести необходимый опыт. Именно поэтому квалификацию персонала и нужно отразить в управленческом балансе. Финансист Всеволод объяснят общую схему так:
– Ушел опытный специалист – минус, пришел опытный – плюс, молодой специалист приобрел опыт и умение – снова плюс.
– А если молодой да перспективный приобрел умения и опыт за счет агентства и ушел, вы как-то компенсируете минус? Некоторые фирмы учитывают все вложения в конкретного сотрудника и, если он увольняется, требуют отступные.
– В нашем агентстве такой практики нет, это противоречит трудовому законодательству, – поспешил заверить меня Олег. – Но я слышал о подобных отступных. Думаю, они характерны для агентств с высокой текучкой кадров.
– Я считаю, нет ничего незаконного в том, чтобы заключить договор на обучение специалиста с обязательной отработкой определенного количества лет...
– Да, конечно. Такая практика существует с советских времен. Но... понимаете, можно потратить сотни часов на обучение работников квантовой физике, но если они в физике вообще не сильны – пойдет ли им это на пользу? Наши сотрудники «отрабатывают» вложенное в них не за годы, а за месяцы. Кроме того, еще есть самообразование, которым работник может заниматься во внерабочее время. Этот процесс может существенно повысить ценность работника, а может и не повышать. Можно было бы поломать голову над всеми этими тонкостями, однако поскольку текучка кадров у нас практически нулевая – нет смысла учитывать, во сколько обошелся тот или иной тренинг в пересчете на конкретного сотрудника. А вот аналитика полученной прибыли у нас ведется четко в разрезе каждого сотрудника, сданного в аренду.
От аута до нокаута
Большинство агентств, предоставляющих персонал во временное пользование, все же страдает от текучки. Поэтому в таких агентствах финансисты скрупулезно подсчитывают вложения в каждого сотрудника. Например, 10 процентов фонда заработной платы списывается как затраты на самообразование во время основной работы, для элитных специальностей этот процент может составлять 35–40.
Естественно, что оплата за курсы повышения квалификации списывается на «долги сотрудника фирме» и вовсе в размере 100 процентов. При увольнении сотрудника «долги» сравниваются с прибылью, и если агентство остается в минусе, то сотрудник должен возместить разницу. Впрочем, слово «должен» используется финансистами скорее как метод психологического давления. В противном случае мы бы уже давно были свидетелями лавины судебных дел против кадровых агентств с участием трудовой инспекции и судмедэкспертизы.
Аудит-словарик
Аутсорсинг (outsourcing) – фирма заключает контракт с агентством, которое отныне несет ответственность за определенную функцию (например, охрану офиса фирмы или чистоту и порядок). Эта технология мало чем отличается от выполнения работы внешним подрядчиком и не вызывает придирок со стороны налоговой инспекции.
Аутстаффинг (outstaffing) – фирма переводит в штат кадрового агентства собственный персонал.
Долгосрочный лизинг (staff leasing), предоставление временного персонала на длительный срок – аренда лизингополучателем персонала, находящегося в штате агентства-лизингодателя, на сравнительно долгосрочной основе (от нескольких месяцев до нескольких лет). Часто применяется в тех случаях, когда компания нуждается в услугах специалиста на постоянной основе, но не имеет возможности включить его в штат.
Краткосрочный лизинг (temporary staffing), краткосрочное предоставление временного персонала – аренда персонала на срок от одного дня до нескольких месяцев. В основном применяется в сезонные пики деятельности, а также для разовых акций, краткосрочных проектов, замены отсутствующих штатных сотрудников.
Услуги уполномоченной властной структуры по предоставлению информации о соискателях, претендующих на должности генерального или финансового директора | Нет, если только фирма – не управляющая компания. В других случаях экономическая обоснованность расхода отсутствует | Да, так как агентство обязано предоставлять заказчикам информацию о наличии дисквалификации физического лица, претендующего на должности генерального или финансового директора, организациям. |
Услуги по размещению объявлений об имеющихся вакансиях в средствах массовой информации | Да, если докажете, что объявления не носят рекламный характер. В противном случае сумма расхода будет ограничена 1 процентом от суммы выручки (п.4 ст.264 НК) | Да, так как расход непосредственно связан с основной деятельностью – услугами по подбору персонала |
Затраты на тестирование | Обычно нет, так как тестирование, как правило, не соответствует требованиям к расходам предприятия на подготовку и переподготовку кадров (п.3 ст.264 НК) | Обычно да, так как подобные расходы легко обосновать, как качественную составляющую подбора персонала |
Комментарий специалиста
В сложности учета, возникающие при работе фирм с кадровыми агентствами, мы попросили внести ясность Елену Рогову, ведущего налогового консультанта Energy Consulting.
– Если при подборе кадров через рекрутинговые агентства фирма сотрудников на работу не приняла, то такие затраты в состав прочих расходов не включаются и налогооблагаемую прибыль фирмы не уменьшают. По мнению налоговых органов, в этой ситуации они не считаются экономически оправданными. Так сказано в Методических рекомендациях по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ (утв. приказом МНС от 20 января 2002 г. № БГ-3-02/ 729). Несмотря на то что эти рекомендации были отменены, на практике подход налоговых органов к определению экономической обоснованности расходов по подбору персонала остается неизменным.
Трудности при подтверждении экономической оправданности произведенных расходов могут возникнуть, в частности, у тех налогоплательщиков, которые для поиска специалиста на одну и ту же вакансию заключают договоры с несколькими кадровыми агентствами или самостоятельно ищут нужного сотрудника путем размещения в СМИ объявлений параллельно с подбором через рекрутинговую фирму, неся при этом расходы, а также при наличии в штате предприятия кадровой службы, если в должностные обязанности кадровиков входит подбор персонала.
Еще такой момент: при подборе персонала кадровое агентство по договоренности с компанией за свой счет дает рекламно-информационные объявления в интернете и в прессе. При этом агентство сокращает возможные издержки заказчика, так как использует свои скидки на рекламу. Такие услуги налоговые органы могут посчитать внереализационными доходами заказчика.
Все зависит от условий заключенного договора между кадровым агентством и заказчиком. Если договором предусмотрено изменение цены предоставляемой услуги в случае возникновения обстоятельств, с которыми условия заключения договора предусматривают возникновение скидок, то у налоговых органов имеются все основания признать полученную скидку внереализационным доходом фирмы-заказчика.
Что касается оплаты услуг кадровых агентств на проведение тренингов и тестирование работников предприятия, то такие услуги не могут быть квалифицированы для целей налогообложения прибыли в качестве расходов на подготовку и переподготовку кадров, так как не соответствуют критериям, приведенным в подпункте 23 пункта 1 и в пункте 3 статьи 264 Налогового кодекса.
Статья получена: Клерк.Ру