Прежнее красно-зеленое федеральное правительство всегда обосновывало свою заинтересованность в строительстве газопровода через Россию, по которому природный газ из Сибири будет подаваться на побережье Балтийского моря, тем, что таким образом на десятилетия вперед обеспечивается надежность снабжения Германии газом. На этом основании 22 сентября 2005 года, через четыре дня после выборов в бундестаг, начались переговоры о предоставлении государственных гарантий по кредиту для "Газпрома".
Вскоре после этого в секретном документе ("для служебного пользования ") было записано: "С 2013 года по причине нарастающего истощения западноевропейских источников энергоносителей Германия должна компенсировать возникающие бреши". Поскольку Германия является "важнейшим рынком сбыта российского природного газа", уполномоченный межминистерский комитет одобрил меры по содействию проекту.
Этот аргумент кажется все менее весомым.
Ведь на самом деле этот газопровод дает государственному российскому концерну "Газпром" возможность продавать в будущем природный газ не только на европейском, но и на мировом рынке. Прямо на конце газовой трубы, подкрепленной деньгами немецких налогоплательщиков, "Газпром" собирается построить терминал по сжижению газа стоимостью около 1,5 млрд долларов (1,2 млрд евро). Тогда, примерно с 2010 года, созданная там компания Liquified Natural Gas (LNG) сможет на танкерах-гигантах развозить газ по всему миру.
Партнером "Газпрома" по проекту LNG Baltic является крупнейшая в Канаде нефтегазовая компания Petro-Canada. Разведку и добычу нефти и газа она ведет в Северной Европе, Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. По утверждению президента Petro-Canada Рона Бреннемана, совместный с "Газпромом" проект по сжижению газа никак не связан с обеспечением надежности поставок газа в Германию. "В будущем российский сжиженный газ займет значительную часть газового рынка Северной Америки".
Из его слов вытекает, что сжиженный газ, произведенный на российском предприятии под Санкт-Петербургом, будет поставляться в канадские провинции Квебек и Онтарио, снова приводиться в газообразное состояние и направляться в газопроводы. 14 марта между компаниями был заключен договор о сотрудничестве. "Мы рассматриваем этот договор как важную часть нашей общей стратегии экономического роста", говорит Бреннеман.
Тем самым в перспективе у "Газпрома" возникают два варианта. Он может направлять газ по Северо-Европейскому газопроводу, строительство которого в должности главы совета акционеров курирует бывший канцлер Герхард Шредер. Но если Северная Америка предложит значительно более высокие цены, так как однажды в особо суровую зиму газ снова окажется в дефиците, "Газпром" может принять решение о снижении давления в Северо-Европейском газопроводе, за счет чего погрузить на танкеры больше газа. Один аналитик и специалист в области энергетики сказал нашему корреспонденту: "Таким образом "Газпром" может существенно сократить свою зависимость от европейских потребителей".
Члены консорциума по строительству Северо-Европейского газопровода, немецкие концерны E.On и BASF, которым принадлежит по 24,5% акций, не считают ситуацию проблематичной. Как было сказано представителем одного из этих концернов, "Газпром" все же имеет 51% в прямом газопроводе в Германию через Балтийское море и "сам заинтересован в том, чтобы заполнить газопровод". После широкой критики, которая была обусловлена замораживанием поставок газа через Украину, осуществленным "Газпромом" в январе, российский концерн, безусловно, заинтересован в том, "чтобы восстановить свою репутацию надежного поставщика энергоносителей для Западной Европы".
Эта надежда может оказаться призрачной: очевидно, что "Газпром" мало что вынес из истории с украинским эмбарго; сейчас, как когда-то для Украины, он объявил о предстоящем трехкратном повышении цен на газ для Белоруссии, следствием чего может стать пока еще не высказанная угроза приостановки поставок.
Несмотря на все лицемерные высказывания, Кремль, похоже, собирается и дальше использовать свои экспортные возможности в качестве средства давления. Поэтому возможность перенаправления газа, предназначенного для Германии, в другие регионы мира должна насторожить немецкое министерство иностранных дел.
Вероятность того, что на российско-канадское предприятие LNG под Санкт-Петербургом газ будет поступать из какого-то другого региона, кроме Восточной Сибири, исключается. Потому что единственная возможная альтернатива, Штокмановское месторождение природного газа в Баренцевом море, сможет давать газ никак не раньше 2010 года.
Между тем открытые вопросы в поручительстве по кредиту на строительство газопровода видит также федеральный министр экономики Михаэль Глос (ХСС). 24 октября 2005 года, когда красно-зеленое правительство еще находилось у власти, оно дало гарантиям зеленый свет. Однако в тот момент оно уже не было легитимным в той степени, как обычно бывает правительство, считает Глос. "Газпром" больше не претендует на гарантии.
Несмотря на это, разгорелся жестокий спор о роли в данном вопросе Шредера, который с прошлой недели возглавляет совет акционеров Северо-Европейского газопровода. Союз налогоплательщиков, как и Левая партия, потребовал создания комиссии по расследованию. В любом случае, партия "зеленых", чье согласие для создания подобной комиссии необходимо, это предложение не поддержала. Председатель нижнесаксонского отделения СДПГ Гаррельт Дуин подверг критике столь быстрый переход Шредера в совет акционеров.
В конце прошлой недели бывший канцлер выступил в собственную защиту и подчеркнул, что он ничего не знал о поручительстве по кредиту для "Газпрома". Новое правительство подтвердило, что федеральная канцелярия не принимала участия в решениях так называемого межминистерского комитета.
Статья получена: InoPressa.ru