Большинство государств, реформирующих свою экономику, старается привлечь иностранные инвестиции, которые улучшают экономическую динамику, способствуют модернизации предприятий и повышению уровня жизни. Однако между такими государствами, с точки зрения их привлекательности для иностранных инвесторов, существуют заметные различия.
Наилучшие шансы для привлечения инвесторов имеют восемь восточных стран Центральной Европы - кандидатов на вступление в ЕС, которые в скором времени вольются в большое экономическое пространство, где нет никаких барьеров для продвижения товаров.
Кроме того, они дальше других ушли в своем экономическом развитии, если сравнить достижения всех 29 государств, реформирующих свою экономику, в них процесс перехода к рыночной экономике шел успешнее, чем в остальных. В этих странах правовые акты и роль различных институтов, например судов, более приближены к стандартам ЕС, что имеет для зарубежных инвесторов большое значение.
Привлекательность Украины
Эксперт по внешней торговле австрийского Института экономических исследований (Wifo) Ян Штанковски указывает на то, что государства, отстающие в реформировании своей экономики, тоже имеют неплохие шансы по привлечению капитала из-за границы. Крайне низкие зарплаты в текстильной и сталелитейной промышленности имеют для зарубежных инвестиций большое значение и даже угрожают существованию подобных производств в развитых странах. Так, некоторые предприятия из восточных стран Центральной Европы уже переехали на Украину и в Румынию, где зарплата рабочих значительно меньше. Низкие стандарты по охране окружающей среды в некоторых восточных странах, отстающих в своем экономическом развитии, тоже являются стимулом для перевода туда предприятий.
Часто утверждается, что члены НАТО и кандидаты на вступление в альянс пользуются для привлечения иностранных инвесторов своей стабильностью и безопасностью, которые тоже являются немаловажными факторами. Однако беспристрастный анализ показывает, что значение этих факторов не слишком велико. К этому выводу пришла Конференция ООН по торговле и развитию, которая исследовала привлекательность для зарубежных инвесторов стран, осуществляющих экономические реформы. Исследование охватывало период с 1998 до 2000 года. Наименее рискованными для зарубежных инвестиций оказались при этом Словения и Эстония, хотя эти страны не были ни членами НАТО, ни, на тот период, даже кандидатами на вступление в эту организацию.
Словацкий журнал Trend подчеркивает, что безопасность и политическая стабильность страны являются для иностранных инвесторов хотя и важным, однако недостаточным условием. Наибольшее значение имеет прозрачный и либеральный экономический климат, хорошо развитая инфраструктура и достаточная квалификация персонала.
Фактом остается то, что увеличение притока инвестиций в Польше и Чехии произошло именно тогда, когда они получили приглашение в НАТО. Тем не менее это простое совпадение, потому что в то же время в этих странах произошло ускорение процессов приватизации и были приняты меры по улучшению инвестиционного климата. Именно эти мероприятия и привлекли зарубежных инвесторов.
Несколько иначе обстояли дела в Венгрии. Там уже во второй половине девяностых годов был зарегистрирован мощный приток зарубежных инвестиций. Однако в Венгрии уже в коммунистический период была самая либеральная в регионе экономика. Поэтому там быстро началась приватизация, которая была завершена уже в 1998 году. В прошлом году в Венгрии отмечался большой приток инвестиций: крупный бизнес привлек в страну своих зарубежных партнеров.
Инвестиционный бум
Словакия пережила в 2000 году инвестиционный бум, однако теперь процесс приватизации как традиционный источник притока капитала из-за границы подходит к концу. Исключение составляют только электронная коммерция и несколько стратегических предприятий. Теперь Словакия должна будет бороться за инвестиции на равных с развитыми странами. Чехия также достигла в прошлые годы успехов в привлечении зарубежных инвестиций, хотя в этой стране имелись некоторые проблемы с приватизацией.
Статья получена: InoPressa.ru