Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Как российские компании пытаются ослабить хватку директивных методов управления

 

Как российские компании пытаются ослабить хватку директивных методов управления

 

 

"Ведомости" /

В компании “Вымпелком” захотели, чтобы в действиях сотрудников было больше осознанности и ясности. Для этого руководители должны перестать командовать, стать собеседниками, советниками, наставниками — или, другими словами, “коучами” подчиненных. Первая группа топ-менеджеров уже берет уроки у западных специалистов. А в российских офисах международных консалтингово-аудиторских компаний подобные системы действуют не первый год.

Григорий Милов

К концу года несколько менеджеров высшего звена “Вымпелкома” могут стать сертифицированными коучами.

загрузка...

 

 

“Все началось с модного словечка, пару лет назад, а потом идея начала расти”, — рассказывает Наталья Артемьева, начальник отдела развития управленческих компетенций “Билайн университета”. Как проект с целями, задачами, сроками исполнения идея оформилась к началу 2006 г., тогда же началась его реализация. Первая фаза завершится к концу 2007 г., говорит она.

“На старте обучения участники программы выявили две проблемы: во-первых, что они не умеют слушать и, во-вторых, злоупотребляют директивным стилем управления и общения”, — рассказывает Артемьева. Правление “Вымпелкома” определило профессиональное и личностное развитие подчиненных одним из ключевых элементов работы руководителей всех уровней компании, говорит Артемьева. Ценность такой смены приоритетов велика, отмечает она: во-первых, только так в действиях сотрудников может появиться осознанность и ясность, во-вторых, только в результате диалога руководителя и подчиненного могут возникать нестандартные решения, те, которых не было до момента начала разговора. Кроме того, компания уверена, что новый подход к управлению поможет мотивировать и удерживать сотрудников, особенно молодого поколения.

Сверху вниз

Отучать командовать руководителей “Вымпелкома” начали с самого верхнего уровня. “Какое-то время мы думали, что первыми коучами в компании должны стать руководители из блока HR, но отказались от этой идеи, — говорит Артемьева. — Дело в том, что обучать чему-то менеджеров среднего звена способен только человек, обладающий в их среде авторитетом”.

Учить топ-менеджеров пригласили специалистов из Лондонской школы коучинга под управлением Майлз Дауни. К началу лета в “Вымпелкоме” был объявлен конкурс на участие в первой программе. За первые же 20 минут число желающих превысило число мест. Ключевым менеджерам пришлось выдержать нешуточный конкурс. Главным камнем преткновения стали желание и способность помогать людям. С каждым соискателем проводилось структурированное интервью, а его результаты отправлялись в Лондон.

Географический фактор тоже принимался во внимание: компания хотела, чтобы выпускники программы появились не только в Москве, но и в региональных подразделениях “Вымпелкома”. Окончательный список кандидатов на обучение согласовывали с региональными офисами: директорам по персоналу и директорам регионов задавали простой вопрос, пойдут ли люди к этому человеку за советом, говорит Артемьева. После окончания программы выпускники обязались целый год “развивать” не менее двух ключевых сотрудников.

Методы работают

“Благодаря программе я научился понимать, что истина не находится в руках одного человека”, — говорит один из первых участников программы, коммерческий директор Северо-Западного региона “Вымпелкома” Евгений Пепеляев. — Когда к людям прислушиваются, когда с ними начинают общаться на другом уровне, у них вырастают крылья“, — отмечает он.

Курс состоит из нескольких семинаров, причем к каждому нужно серьезно готовиться. Участники семинаров отнеслись к обучению очень ответственно и даже бесстрашно, в ходе сессий поднимались вопросы, которые они никогда не решились бы задать в ходе повседневной работы, говорит Пепеляев. Какие-то элементы коучинга Пепеляев использовал в работе и ранее. Теперь появилось понимание, когда и как нужно применять этот инструмент, говорит он. Недавно к Пепеляеву обратился сотрудник с весьма распространенной проблемой демотивации и даже депрессии. Навыки коуча позволили директору выяснить, что на самом деле сотруднику очень хотелось заняться собственным проектом. Он согласился взять на себя необходимые обязательства, и такая возможность ему была предоставлена. Депрессию как рукой сняло, говорит Пепеляев: “Глаза горят, и руки делают”.

Методы коучинга превосходно работают не только в отношении подчиненных, отмечает Пепеляев. Он применял их и в отношениях с коллегами, и с руководителем, и даже в семье. “Мой сын попал на две коуч-сессии, — рассказывает Евгений. — По результатам одной из них он наладил отношения со сверстниками во дворе, а по результатам другой — с бабушкой и дедушкой”.

Кто, если не мы

В консалтингово-аудиторских компаниях система наставничества используется давно. “Наш основной актив — это люди”, — говорит Александр Ивлев, партнер, руководитель по работе с клиентами и отраслевому развитию в странах СНГ Ernst & Young. А без такой системы экспертное знание не передается, отмечает он. В большинстве случаев наставниками в Ernst & Young становятся люди из ближайшего окружения сотрудника, часто его непосредственный руководитель. “Как же можно давать обратную связь человеку, которого не видишь в работе?!” — недоумевает Ивлев.

В PricewaterhouseCoopers выработана четко структурированная программа развития карьеры сотрудников, говорит Яна Мельникова, директор по развитию и обучению российского офиса PwC. “Одна из ценностей компании — делиться знаниями, — рассказывает она. — Кто, кроме нас самих, сможет сделать из молодых сотрудников профессионалов”.

Консультанты и аудиторы работают в составе проектных команд, у многих нет постоянного непосредственного руководителя. Когда приходит время ежегодного подведения итогов, в оценке сотрудника могут принимать участие несколько человек. Именно наставник собирает отзывы, и только он способен дать всестороннюю и объективную оценку работе и навыкам сотрудника.

На уровне менеджеров система наставничества уступает место системе коучинга. И у сотрудников появляется возможность выбора. Обучаются навыкам коучинга менеджеры на специальных курсах, которые проводятся минимум раз в год. Заканчивается программа проверкой навыков и сертификацией. Только после этого человек может обучаться на следующем уровне. Не сумевшие преодолеть этот барьер в компании есть, но их немного, говорит Мельникова. За последние три года таких было всего два-три человека, припоминает она. Неспособность перейти на следующий уровень обучения сказывается в том числе на перспективах карьерного роста, отмечает Мельникова.

Тысячи наставников

В московском офисе “Делойт” в роли наставника далеко не всегда выступает непосредственный руководитель, говорит Майкл Болан, директор департамента развития бренда и бизнеса. До тех пор пока в офисе работало 300-400 человек, процесс обмена информацией не представлял особого труда, отмечает он. Теперь число сотрудников перевалило за 3000, и компании понадобились более формальные методы обмена знаниями и опытом.

В “Делойте” не ограничиваются проведением одной-двух сессий в год. В управлении талантами не должно быть никаких сюрпризов, говорит Болан, и поэтому взаимодействие между наставником и его подопечным происходит каждую неделю, а то и чаще. Например, сам Болан с подопечным и одновременно подчиненным Евгением Фрейдиновым неформальные встречи проводит практически каждый день, а формальные — примерно раз в три месяца. На неформальных встречах наставники обсуждают вопросы, связанные с профессиональным и личностным развитием подопечных, анализируют их действия, дают советы. На формальных проходит оценка работы подчиненного и обсуждение плана работ.

Наставников в компании — более тысячи, подопечные есть у всех сотрудников начиная с позиции “ведущий консультант” или “ведущий эксперт”, если речь идет о департаменте аудита. Выполнять свою роль им помогают специальные учебные сессии. Последний раз такая проводилась в феврале 2007 г. Сначала 36 партнеров компании провели двухдневный тренинг с профессором берлинской бизнес-школы ESMT Константином Коротовым. На нем разрабатывались типичные сценарии взаимодействия с подопечными, разбирались способы устранения эмоций из процесса общения. Затем эти навыки были переданы остальным сотрудникам компании. На следующий год программа будет переработана и повторена, говорит Болан.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Как российские компании пытаются ослабить хватку директивных методов управления":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Как долго российские компании будут переплачивать сотрудникам

"Ведомости" / Российские работодатели вынуждены переплачивать целому ряду категорий сотрудников, не имея возможности отыскать специалистов дешевле. Но высокие оклады вовсе не гарантируют эффективной работы. По мнению экспертов, дисбаланс между спросом и предложением на кадровом рынке будет сохраняться как минимум до 2012 г.

» Управление и менеджмент - 1986 - читать


Как российские компании борются за то, чтобы сотрудники содержали рабочие места в образцовом порядке

"Ведомости" / Михаил Малыхин “Черные метки” и разноцветные стикеры — таков неполный перечень инструментов, которыми пользуются современные компании, чтобы приучить сотрудников содержать в порядке рабочие места. Эффект таких затей — экономия на мебели. При этом чистота на столах не гарантирует, что повысится производительность труда.

» Управление и менеджмент - 2660 - читать


Как в российских компаниях поощряют наставничество

"Ведомости" / Обучение молодого персонала с помощью более опытных коллег до сих пор не утратило популярности среди работодателей. Одни поощряют наставников деньгами, другие полагают, что достаточно доброго слова. У наставников на этот счет есть собственное мнение.

» Управление и менеджмент - 3206 - читать


Либералы пытаются ослабить хватку государства

Признаков замедления экономического роста не видно на улицах Москвы, где магазины, рестораны, гостиницы и казино предлагают свои услуги местным жителям и гостям. Даже в будние дни в развлекательном квартале "Новый Арбат" до поздней ночи многолюдно. Но экономические данные указывают на спад роста валового внутреннего продукта по сравнению с прошлогодними 7,1%.

» Управление и менеджмент - 1215 - читать


Российская газовая компания пытается завоевать европейского потребителя

От Португалии на западе до Украины на востоке "Газпром" расширяет свое присутствие на европейском рынке. Для Европейского союза это быстрое развитие представляет собой как возможность, так и экономическую и политическую проблему. Хотя "Газпром" утверждает, что руководствуется исключительно коммерческими мотивами, его критики говорят, что контролируемая государством газовая группа часто действует как политический инструмент Кремля.

» Управление и менеджмент - 2242 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Как российские компании пытаются ослабить хватку директивных методов управления

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru