Достигнув карьерных высот и заработав серьезные деньги, многие сталкиваются с кризисом цели — когда кажется, что дальше расти некуда, да и неинтересно. Как минимум каждый третий начинает тяготиться своим успехом, считают эксперты. И предлагают три проверенных способа справиться с этой проблемой.
Эксперты констатируют, что все чаще успешные профессионалы и предприниматели сталкиваются с так называемым кризисом цели. “Можно говорить о тенденции”, — убеждена Галина Мельникова, гендиректор консалтинговой компании HR-Partners.
Она консультирует российских топ-менеджеров и собственников по вопросам управления карьерой, и примерно каждый третий из ее собеседников говорит о желании “бросить все”. “Сказывается накопленная усталость, неумение ставить новые цели и находить баланс между личным и рабочим временем”, — говорит она. Причем кризис цели не всегда связан с пресловутым кризисом среднего возраста, которому подвержены люди 30-45 лет. “Исчезает кураж в работе, уже совсем не хочется сворачивать горы”, — добавляет Мельникова. Говорят о кризисе многие, но только единицы решаются на радикальные перемены. “Большинство же терпит, пока пружина напряжения не разожмется — к примеру, человек заболеет или у него развалится семья”, — сетует Мельникова.
Кризис цели, или “болезнь достижения”, — одно из самых сложных испытаний в жизни успешного человека. “Такой кризис называют еще синдромом Мартина Идена”, — поясняет Мельникова. Человек достигает профессиональных и карьерных высот, а что делать дальше, не понимает, поскольку следующая цель не поставлена.
Мартин Иден, герой одноименного романа американского писателя Джека Лондона, выбивается из самых низов в высшее общество Америки. Он становится модным и высокооплачиваемым писателем, но на самом пике популярности переживает сильный душевный кризис и кончает жизнь самоубийством.
Сменить ориентацию
У современных Мартинов Иденов есть менее радикальные способы справиться с кризисом и обратить его себе на пользу. Для предпринимателей выходом станет продажа наскучившего бизнеса или отход от оперативного им управления. Полученное в результате такой транзакции время можно инвестировать в дело, которое приносит удовольствие. Так поступил Олег Савченко, владелец Европейской подшипниковой корпорации, который, став в 33 года председателем совета директоров этой компании, понял, что в бизнесе достиг слишком многого. “Я покупал и продавал разные бизнесы — “Кузнецкие ферросплавы”, Волгоградский тракторный завод, “Домодедовские авиалинии”, — рассказал Савченко. Цепочка оборвалась на Волжском подшипниковом заводе, с которого Савченко начал строительство Европейской подшипниковой корпорации. Позади осталось несколько лет напряженной работы, менеджерского стресса, агрессивных слияний-поглощений. Когда цель была достигнута, возникло ощущение потолка, когда расти дальше особо некуда, да и неинтересно, рассказал Савченко. Ситуация требовала перемен, и он решил затеять бизнес “не из-за денег, а по любви”. Поскольку Савченко увлекался скейтбордом, в 2002 г. он вложил в строительство в Москве скейт-парк “Адреналин” почти $3 млн, передав оперативное управление подшипниковой корпорацией наемным менеджерам. “Мне не интересно техническое поддержание бизнеса на плаву, я — человек проектов”, говорит он и утверждает, что никак не вмешивается в дела своих компаний. Он добавляет, что филантропом не был: “Я просчитал, что скейт-парк может стать окупаемым проектом”.
Другие акценты
Тем, кто не готов выпускать бразды правления из рук, больше подойдет другой способ: сменить фокус интереса в привычной работе. Антон Калабин, совладелец компании “Камео”, которая занимается оптовой торговлей парфюмерией, уже в 28 лет почувствовал, что похож на загнанную лошадь. Мало того, что он устал, ему стало тесно в рамках привычного бизнеса. Управленческую систему в компании Калабин выстроил, а почивать на лаврах ему было неинтересно. Хотелось перемен. Тогда он придумал себе параллельную карьеру — разработал свой авторский тренинг “Искусство общения” и стал тренировать собственных подчиненных. Текучка персонала с тех пор снизилась, руководящие позиции занимают люди, выросшие внутри компании. Дальше — больше: Калабин стал продавать тренинги, читать лекции в Московском энергетическом институте, написал несколько книг, в том числе о лидерстве — “Требуется харизматичный руководитель”. Он утверждает, что учить людей быть эффективными — его настоящее призвание и такая работа не утомляет, а заряжает энергией. “Это новая мода и тенденция — предприниматели становятся преподавателями, у меня несколько таких знакомых”, — замечает Галина Мельникова.
Генеральный директор коучинговой компании “ММ-класс” Марина Мелия приводит в пример своего клиента — владельца крупной российской компании, который тоже хотел бросить все, но нашел в себе силы остаться и перестроить свою работу. Поскольку ему надоело заниматься бухгалтерией и финансовыми потоками, он стал больше времени уделять маркетингу и рекламе — тому, что действительно его интересовало. Он даже сам стал придумывать рекламные ролики и таким образом вновь обрел драйв в рамках старого дела.
Вниз по течению
Кризису цели подвержены не только предприниматели, но и наемные работники. “Каждый, кто хочет жить на вершине горы, не догадывается, что истинное счастье ожидает его на спуске”, — цитирует Габриэля Гарсиа Маркеса бывший кризисный менеджер Сергей Чупров. Десять лет назад он был кризис-менеджером в крупной оптовой компании, занимался тем, что проводил внутренний аудит и выяснял, не берут ли сотрудники лишнего. По питерским меркам (Сергей родом из Санкт-Петербурга) десятилетней давности зарабатывал он прилично: “Квартиру можно было купить за $2000, я в месяц получал не меньше $1000”. “Мне приходилось давить на людей, а это мне не свойственно, по натуре я не хищник”, — говорит он.
Чупров бросил все и уехал в Египет, где открыл школу виндсерфинга. Его школа “Северный ветер”, которая базируется в египетском отеле Hilton Hurgada Plazа, вышла на окупаемость.
“Одна из причин таких кризисов — неумение найти себя в юном возрасте, слишком сильное давление социума, в понимании которого инструктор по виндсерфингу — неправильная профессия”, — говорит Алексей Ересковский, партнер консалтинговой компании Axes Management.
Поэтому большинство выбирает социально приемлемые роли: юриста, менеджера, бухгалтера. “Надо выбирать работу, от которой меньше всего устаешь, чтобы 10-часовой рабочий день не был в тягость”, — утверждает Ересковский.
Статья получена: Клерк.Ру