Для ребенка из большой семьи инфекционное заболевание с последующей изоляцией от братьев и сестер может оказаться единственным случаем, когда он полностью завладевает материнским вниманием и заботой.
Мать из-за своей тревоги за здоровье ребенка может отменить дисциплинарные требования и требования хорошего поведения и дойти до предела в потакании всем прихотям ребенка. Или, напротив, направив все свое внимание на тело ребенка, она может забыть наиболее элементарные принципы психологического обращения, которым следовала, когда ребенок был здоров; насильное кормление или промывание желудка, резкая разлука (в случае госпитализации), обманы (в случае операции) кажутся матери незначительными событиями, если приводят к выздоровлению ребенка. Для ребенка же, напротив, это наиболее травмирующие, шоковые переживания, он оказывается сбитым с толку нарушением ранее существовавших эмоциональных и моральных стандартов или же не может после выздоровления легко отказаться от высокого уровня эмоциональности, которым отмечены отношения с родителями во время болезни.
Многие матери говорят, что после периода болезни их маленькие дети должны вновь учиться всему, связанному с туалетом, вновь отучаться от кормления с ложечки, от требований постоянного контакта с матерью, и т. п., что объясняется тем, что болезнь может оказать пагубное влияние на уровень развития детей раннего возраста. Постепенное овладение различными телесными функциями, такими, как самостоятельный прием пищи и хождение в туалет, возможность самостоятельно умываться, одеваться, раздеваться и т. п., являются для ребенка столь же высоко значимыми этапами развития личности как обретение полного контроля над функционированием своего тела. Потеря этих возможностей, причиной которой выступает медицинский уход (или телесная слабость сама по себе), госпитализация означает равноценную потерю в эго контроле, возврат на ранние и более пассивные стадии детского развития. Некоторые дети, выстроившие сильную защиту против оскудения своих возможностей, из-за этого становятся сложными, с трудом поддающимися лечению пациентами; другие, напротив, впадают в состояние беспомощного детства, из которого они так недавно вышли. Недавно приобретенные и потому недостаточно укоренившиеся достижения эго при таких условиях, как правило, теряются.
Многие из детей, будучи здоровы, полны интереса к игрушкам и повседневной жизни, начиная заболевать, отдаляются от окружающего мира, становятся апатичными и грустными. С усилением заболевания они лежат в кровати без движения, повернувшись лицом к стене, отказываясь играть, и едят, если только кому-то из близких удается его уговорить. Даже при небольших заболеваниях, ребенок в состоянии такой отстраненности производит впечатление серьезно больного человека.
Тревожных матерей ужасает подобное тотальное изменение поведения их детей, им кажется, что они находятся в серьезной опасности. На самом деле это явление психологического характера не сопоставимо с серьезностью заболевания. Это изменение направленности личности, когда оно полностью отводится из окружающего мира и концентрируется на теле и его потребностях и направлено на выздоровление. Есть дети, использующие другой способ. Они требуют дополнительной любви и внимания от своих матерей, которые ухаживают за ними в течение болезни, они становятся требовательными, и привередливыми. Поступая так, они возвращаются в эмоциональное состояние первого года жизни, когда материнская любовь и внимание к ребенку имели важнейшее значение с точки зрения защиты последнего от боли, повреждений и саморазрушения.
Советы родителям
1. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным.
Мама и папа, находясь рядом с больным ребенком, не только освобождают его от тревоги и страха, оказывают конкретную помощь, но и разделяют с ним боль и страдание. Любимые игрушки, мультфильмы, книжки отвлекают его от неприятных ощущений.
2. Нельзя в воспитательных целях пугать ребенка болезнью, а также врачами.
Во время болезни такой страх может полностью подчинить себе психику ребенка и выработать агрессивную установку на врача.
3. Необходимо поощрять ребенка в его усилиях справиться с болезненными и неприятными ощущениями, хвалить за терпение – это может помочь сформировать такие качества как самоконтроль, уверенность в себе.
4. Не допустимо отрицательное отношение к эмоциям больного ребенка по типу «Стыдно плакать и бояться».
5. Должна быть реакция на переживания детей: надо обсуждать с детьми причины возникновения болезни, методы лечения и ощущения ребенка, давать ему посильную для него информацию о болезни и лечебных процедурах, отвечать на его вопросы.
6. Нельзя перекладывать на ребенка ответственность за появление болезни, внушать ребенку чувство вины «не слушался маму, не мыл руки» и т.д.
7. Не стоит принуждать больного ребенка есть. В последнем случае даже легкое короткое заболевание может оказаться начальной точкой для серьезных и длительных трудностей, связанных с едой.
8. Так как для детей один из тяжелых моментов в болезни – это ограничение в движении, не стоит укладывать их в кровать в тех случаях, когда это возможно. Хорошо известно, что, по крайней мере, при домашнем уходе, детей с не слишком серьезными заболеваниями невозможно постоянно удерживать в постели или они не лежат там спокойно.
Опыт страдания и страха, который дети приобретают во время болезни, может на всю жизнь нанести ребенку психическую травму. И в то же время, именно он может научить терпению, состраданию и сопереживанию, сделать добрее и сформировать желание помогать слабым и попавшим в беду. Как все произойдет в конкретном случае зависит от нас - окружающих ребенка взрослых.
Эльвира Голяшева
Статья получена: www.Mamochka.kz