Марина Мелия
Продолжение.Начало см. /redir.php?url=klerk.ru%2Fboss%2F%3F2766%3C%2Fa%3E
Мы продолжаем разговор о том, как соискателю самостоятельно провести ассессмент (оценку) организации.
Напомню, мы разложили всю собранную нами информацию о компании - формальную и неформальную - по "корзинкам". Пора сделать следующий шаг.
Шаг четвертый - оценка информации.
У каждого соискателя свой набор "корзинок", и способы оценки их содержимого тоже будут свои - в зависимости от задач, которые соискатель перед собой ставит, опыта, возраста, карьерных амбиций и т. д. Для примера попробуем оценить содержимое нескольких таких "корзинок".
Начнем с тех, что содержат формальную информацию. Мы выяснили, сколько лет компания существует, кто учредители, какую нишу она занимает на рынке, как была создана - был ли это нормальный, легитимный процесс или у компании темное прошлое и тогда, что вполне вероятно, туманное будущее. Насколько, с вашей точки зрения, компания надежна, устойчива и перспективна?
Многое может сказать и рабочее окружение организации. Подумайте, готовы ли вы контактировать с ее клиентами, сработаетесь ли с ее партнерами, насколько это будет для вас интересно и комфортно.
Оцените условия работы. Скажем, вам придется работать в комнате, где кроме вас находится еще с десяток человек и постоянно звонят телефоны, - способны ли вы работать в такой обстановке? Или наоборот - вы одни в кабинете, а для вас работать в одиночку смерти подобно.
Устраивает ли вас система вознаграждения? Не секрет, что существуют разные формы выплаты зарплаты: есть организации, где зарплату приходится буквально выбивать - для кого-то это совершенно неприемлемо, а кто-то, напротив, умудряется при такой системе получать еще больше. Бывает, босс приезжает в офис к обеду и работает до ночи, а вместе с ним вынуждены просиживать на работе и те, кто честно явился к положенным девяти утра. Сможете вы так работать?
Заглянем в "корзинку" с неформальной информацией. Самый простой способ понять, "здорова ли" компания - присмотреться к ее деловой культуре, узнать, как себя чувствуют люди, которые в ней работают, уверены ли они в завтрашнем дне или постоянно испытывают чувство тревоги, знают ли о важных решениях руководства или в компании царит "информационный вакуум".
Важно не принять нездоровую и нерабочую атмосферу в организации за неформальную и даже семейную. Ведь за панибратской манерой общения часто скрывается подмена деловых отношений личными, когда взаимная договоренность имеет больший вес, чем деловые обязательства, а личные контакты ставятся превыше интересов дела. Насколько это соответствует вашим представлениям о деловой культуре?
Или при посещении компании вам бросилось в глаза невероятное количество циркуляров и предписаний, папки с отчетами, лежащие наготове и немедленно извлекаемые в ответ на любой ваш вопрос, куча формальных правил, о которых вас предупредили на собеседовании, и т. д. Приглядитесь внимательно: что это - псевдодеятельность, фасад, скрывающий запутанность реально происходящих в организации процессов, или четкая регламентация и хорошо налаженное делопроизводство. Есть компании, придерживающиеся западного стиля менеджмента, где все процессы четко прописаны. Подходит ли это лично вам, сможете ли вы вписаться в столь жесткую корпоративную культуру или будете воспринимать все происходящее как насилие над личностью?
Шаг пятый - сравнение формальной и неформальной информации. Проанализируйте, насколько отличается то, что организация о себе декларирует, от того, что происходит на самом деле. Например, есть формально декларируемые цели, а есть реальные. Чем меньше ножницы, тем лучше, чем они больше, тем опаснее иметь дело с такой компанией.
Поняв реальные цели компании, подумайте, готовы ли вы вкладывать свои силы и средства в достижение таких целей. Насколько велик зазор между тем, что вы предполагали делать, и тем, что вам придется делать в качестве сотрудника компании?
Скажем, вас пригласили руководить управлением по привлечению крупных корпоративных клиентов, но все ваши идеи почему-то пробуксовывают. Оказывается, финансовые ресурсы компании давно исчерпаны и реально она не заинтересована в привлечении новых клиентов. Но руководству важно, чтобы это управление существовало и возглавлял его человек, известный на рынке - это создает видимость развития. И тогда ваша бурная (но, увы, бесплодная) деятельность будет лишь имитацией активной работы компании.
Обратите внимание и на структуру организации. Существуют понятия формальной и неформальной организационных систем. Эти системы иногда существуют параллельно: формальная - на бумаге, в документах, неформальная - в реальности. Я называю такое раздвоение "организационной шизофренией" - то, что декларируется, не соответствует тому, что существует в реальности.
Если руководитель ясно видит задачу, он легко сможет объяснить любому, даже непосвященному человеку, в том числе и соискателю, в чем состоит эта задача и как структура его организации способствует максимально быстрому и эффективному ее решению. Но если в ответ на ваш вопрос о том, чем занимается и за что отвечает то или иное подразделение, вы слышите: "Ну, у нас все устроено очень сложно. .. " - это должно вас насторожить. Для кого-то работать в атмосфере неопределенности - одно удовольствие, так как появляется возможность расширить свои полномочия и "поднять с дороги" власть, которую "уронил" руководитель. А для кого-то - настоящая катастрофа.
Шаг шестой - воображение. Сядьте поудобнее, закройте глаза и попробуйте представить, как вы приходите на работу: вот вы входите в здание, проходите по коридорам, здороваетесь с сотрудниками, разговариваете с руководителем, садитесь на свое рабочее место. После 3 - 4 минут такой мысленной работы вам либо захочется поскорее "выйти из программы", либо расположиться поуютнее и начать работать.
Шаг седьмой - принятие решения. У каждого из нас свои приоритеты, следовательно, и значимые факторы у каждого будут свои. Бывает, один-единственный отрицательный, с вашей точки зрения, фактор перечеркнет все положительные. А с какими-то негативными моментами, вы, возможно, смиритесь, примите их как данность, постараетесь адаптироваться к ним. Но главное - подойти к этому осознанно.
Еще лет десять назад мы и представить себе не могли, что когда-нибудь будем предлагать себя работодателю. Слава богу, через это перешагнули. Пора подняться на следующую ступеньку - понять, что есть свободный выбор обеих сторон: право работодателя предложить вам работу или отказать и ваше право принять или не принять предложение. Надо признать за собой это право, иначе трудно найти работу, которая, возможно, станет делом всей вашей жизни.
Кстати, не только кандидат, но и руководитель может провести такой ассессмент своей организации. Согласитесь, никогда не вредно посмотреть на себя и свою компанию со стороны - взглядом "наивного марсианина".
Автор - генеральный директор компании "ММ-класс"
Статья получена: Клерк.Ру