Китай близок к покупке первой партии российских коммерческих самолетов после продолжавшегося почти десять лет процесса списания российской авиатехники и замены ее западными моделями
По данным сотрудников компаний, аффилированных с российским авиастроительным предприятием Авиастар , президент Китая Цзян Дзэминь может подписать документы о первом заказе российских самолетов в ходе своего государственного визита в Москву, начинающегося в воскресенье. По словам Александра Севостьянова, представителя компании Новое содружество , совладельца Авиастара , первый заказ предусматривает покупку десяти самолетов Ту-204. По своим размерам эти самолеты сравнимы с Боингом-757 . Это - пробный шар , - подчеркнул Севостьянов.
Высокопоставленный представитель China Aviation Supplies Import & Export Corp.
, правительственного агентства, через которое проходит большая часть контрактов по закупке авиатехники, сказал, что Китай интересуется как пассажирскими, так и грузовыми моделями Ту-204 , производящимися Авиастаром , а также мощным Ту-214 , производящимся Казанским авиастроительным заводом.
Заказ не настолько велик, чтобы создать непосредственную серьезную угрозу американской компании Boeing Co. или европейской компании Airbus Industrie , которые производят большую часть мировых коммерческих самолетов. Кроме того, в прошлом российские самолеты обрели славу ненадежной и неэффективной техники, в связи с чем вероятность того, что многие авиакомпании разместят в этой стране крупные заказы до тех пор, пока новый самолет и его производитель не докажут свою состоятельность годами службы, очень мала.
К концу июля Boeing ждет от Пекина подписания заказа примерно на 70 авиалайнеров, в том числе 30 самолетов 737-ой модели. Размещение этого заказа было задержано отчасти в связи с ухудшением американо-китайских отношений после апрельского столкновения американского самолета-разведчика с истребителем ВВС КНР. Один из лиц, знакомых с ситуаций, сообщил, что Boeing настроен как никогда оптимистично и предполагает, что сделка будет подписана в ближайшее время. Дерек Садубин, менеджер отдела промышленных исследований сиднейского Центра азиатско-тихоокеанской авиации , считает, что заказ на поставки российского самолета является естественным шагом в сложившейся политической обстановке.
Контракт о покупке российских самолетов стал возможен не только в связи с трениями между Пекином и Вашингтоном, но и в связи с укреплением отношений Китая с Москвой. Дзян и президент России Владимир Путин встретились в июне в Шанхае на саммите четырех среднеазиатских государств. В ходе саммита эта группа подвергла критике американский план создания национальной ПРО. Ожидается, что на следующей неделе лидеры двух стран подпишут новый договор о дружбе и сотрудничестве. Связи Пекина и Москвы крепнут; и судя по всему, заказ размещается не столько в силу спроса со стороны китайских авиакомпаний, сколько в связи со стратегическими интересами. Авиакомпании предпочитают западные самолеты , - сказал Садубин, но Пекин считает этот авиазаказ достаточно мощным средством улучшения дипломатических отношений .
Недавно, по словам китайских и российских источников, завод Авиастар посетила высокопоставленная китайская делегация. Одна китайская группа изучила Ту-214 , представленный в прошлом месяце на Парижском авиашоу - его привезли туда специально, чтобы показать китайцам.
Помимо политической ценности заказа Ту-204 и Ту-214 очень похожи на B757 , но гораздо дешевле , - заявил высопопоставленный представитель China Aviation
Supplies .
В отличие от тех Туполевых , которыми китайские авиакомпании пользовались в прошлом, новые модели предполагают возможность установки двигателей Rolls-Royce PLC и авионики Rockwell Collins Corp. Их самолеты стали лучше , - сказал Ян Янли, глава российского отделения China Aviation Supplies . Самолеты будут стоить от $25 до $30 млн. за штуку, в зависимости от того, какие в них будут применяться системы, западные или российские. Цена B757 составляет от $72,5 до $89,5 млн.
Однако после списания большей части старых российских самолетов, репутация которых пострадала после серии катастроф, китайские авиакомпании мало интересуются новыми Туполевыми , предпочитая создавать авиафлот в соответствии со стандартами авиапромышленности, используя продукцию компаний Boeing и Airbus . Сотрудник департамента планирования China Northwest Airlines сказал, что компания пытается продать два самолета старой модели Ту-154 , стремится упростить свой флот, старается избегать расходов, связанных с необходимостью хранить запчасти для различных моделей и не хочет закупать самолет нового типа.
Сун Лукинг, сотрудник планового отдела China Xinjiang Airlines , сказал, что его компания не хочет покупать новые большие самолеты. В мае China Xinjiang получила первый из трех заказанных в прошлом году B757-200 и в марте перестала летать на последнем из своих Ту-154 , хотя продолжает пользоваться тремя другими российскими самолетами. Представитель дирекции компании отметил, что быстро получить российские запчасти очень сложно. Обслуживание российских самолетов ведется несистематично и хаотично , - сказал он. Один из сотрудников China Aviation Supplies сказал, что российские самолеты расходуют больше топлива и менее надежны, чем западные.
В отличие от авиакомпаний восточного Китая западно-китайские фирмы, в частности Sichuan Airlines , China Southwest Airlines , China Xinjiang и China Northwest , не торопятся отказываться от российских самолетов. Ожидается, что именно они будут покупать новые Туполевы .
Им придется делать то, что им скажет Управление гражданской авиации Китая , - заметил Садубин. - А управлению в свою очередь придется выполнять распоряжения государственного совета .
Представители China Southwest и Sichuan отказались комментировать заказы, но подчеркнули, что их компании прекратили пользоваться своими Ту-154 .
Статья получена: InoPressa.ru