Копилка медиаактивов Алишера Усманова может пополниться новым приобретением уже до конца года. Предприниматель ведет переговоры о покупке ИД «Секрет фирмы», владеющего интернет-изданием «Газета.ru» и несколькими журналами.
ИД «Секрет фирмы» издает газету «Бизнес» (заявленный тираж — около 35 000), журналы «Секрет фирмы» (45 000), «Все ясно» (50 000), «Имеешь право» (25 000) и интернет-газету «Газета.ru» (посещаемость в октябре 2006 г., по данным TNS Web Index, — 488 200 человек). По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка ЗАО «Секрет фирмы» по РСБУ в 2005 г. — 216,75 млн руб., чистый убыток — 323,56 млн руб.
Участники медиарынка считают, что контрольный пакет ИД принадлежит структурам ЮКОСа, а миноритарными пакетами ИД владеют его топ-менеджеры Юрий Кацман и Александр Локтев. ИД «Коммерсантъ» издает газету «Коммерсантъ» (тираж — около 130 000), журналы «Деньги», «Власть», «Автопилот». Оборот всего ИД в 2005 г., по собственным данным, — около $61 млн, чистая прибыль — чуть больше $13 млн. Алишер Усманов кроме «Коммерсанта» владеет около 50% акций компаний «Газметалл» и «Металлоинвест», которым принадлежат Лебединский и Михайловский ГОКи, Оскольский электрометаллургический комбинат, «Уральская сталь» и др. Журнал Forbes оценивает его состояние в $3,1 млрд. |
В октябре акционеры ИД «Секрет фирмы» договорились о продаже одного из своих изданий — газеты «Бизнес» — Издательскому дому Родионова. А вскоре они и вовсе выйдут из медийного бизнеса. Алишер Усманов ведет переговоры о покупке ИД «Секрет фирмы», которые могут завершиться уже до конца года, рассказали несколько источников, знакомых с ситуацией. По словам одного из них, структуры Усманова собираются купить «Секрет фирмы», после чего состоится «управленческое и корпоративное» слияние двух издательских домов.
Связаться с управляющим директором «Секрета фирмы» Юрием Кацманом вчера не удалось — он не отвечал по мобильному телефону. А генеральный директор ИД Александр Локтев заявил вчера «Ведомостям», что пока не готов комментировать ситуацию. Впрочем, источник, знакомый с планами «Секрета фирмы», подтвердил, что сделка по продаже всего издательского дома Усманову может быть завершена уже в этом году. По его информации, сумма сделки составит $50 млн. «По сути, речь идет о слиянии коллективов двух издательских домов», — добавил он.
Гендиректор ИД «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев не подтвердил факт переговоров с акционерами ИД «Секрет фирмы», но признал, что в планы ИД «Коммерсантъ» входит расширение за счет покупки новых медийных активов. «У ИД "Коммерсантъ" большая программа развития, поддержанная акционером, — сказал Кудрявцев. — Прежде всего нам хотелось бы увеличивать наше присутствие в той нише, где мы сами сильны, — публикации достоверной, серьезной информации, в том числе в регионах». Сейчас ИД изучает несколько изданий, переговоров об их покупке пока не ведется, добавил Кудрявцев.
Медиабизнесом Усманов занялся в сентябре этого года, купив ИД «Коммерсантъ». Через месяц после сделки в интервью «Ведомостям» он заявил, что «газета сама по себе существовать в сегодняшнем медийном бизнесе не может». «Обязательно должна быть совокупность мультимедийных ресурсов, объединенных в единую структуру, — делился планами Усманов, — портал веб-сайтов, на которые будет нанизываться разная форма информации, телевидение, радио, как Bloomberg, например». Откладывать реализацию своих планов предприниматель не стал — недавно он сообщил, что ведет переговоры о покупке 50%-ной доли в спортивном телеканале 7ТВ, и вот сейчас дошла очередь и до интернет-ресурса. Именно «Газета. ру», по словам участника медийного рынка, в первую очередь заинтересовала Усманова.
«Газета. ру», по сути, единственный приличный проект «Секрета фирмы», — говорит топ-менеджер одного из крупных издательских домов. — И, видимо, акционерам «Секрета фирмы» удалось убедить Усманова купить весь издательский дом целиком». «Похоже, это [продажа издательского дома целиком] было условием сделки», — соглашается президент Гильдии издателей периодической печати и гендиректор «Пронто-Москва» Леонид Макарон. «Купив активы "Секрета фирмы", Усманов усиливает свои позиции в сегменте деловых еженедельников и интернет-проектов», — считает управляющий директор Gallup Ad Fact Руслан Тагиев. «На рынке деловой информации становится достаточно тесно, — отмечает директор по связям с общественностью холдинга "Проф-Медиа" Константин Воронцов. — Формируемый Усмановым холдинг станет третьим в этом сегменте после РБК и медиагруппы "Эксперт", которая недавно объявила о создании собственного делового телеканала и интернет-сайта».