Инна Самойлова,
аналитик Группы компаний «Градиент Альфа»
Многие российские компании, опираясь на западную практику, стали вводить для своих сотрудников dress- code – требования к форме одежды в офисе. Однако в большинстве случаев новые правила вызывают отторжение со стороны персонала. Зачастую такое поведение может свидетельствовать о серьезных проблемах в компании.
В последнее время работодатели начинают разрабатывать требования, согласно которым сотрудники должны соблюдать определенный стиль одежды при нахождении на своих рабочих местах. В России и за рубежом к этому вопросу подходят по-разному.
Опыт зарубежных коллег
В западных компаниях документацию по dress- code, как правило, разрабатывают имидж-консультанты. В своей работе они исходят из того, что деловая форма одежды должна вписываться в общий стиль компании и не противоречить ее репутации и поведению на рынке.
В крупных корпорациях требования бывают очень жесткими, вплоть до уточнения состава ткани костюмов. Правила закрепляются в специальных соглашениях между работодателем и сотрудником или представляют собой пункт трудового договора. За нарушение условий применяются санкции – от штрафа до увольнения.
Безусловно, работодатель при этом заботится о самой возможности соблюдать такие жесткие требования. В компаниях предусмотрены достаточно высокий уровень заработной платы, специальные компенсации и соответствующие условия труда (например, чтобы летом сотруднику было комфортно находиться в офисе в костюме с длинным рукавом, помещение обеспечивается хорошей вентиляцией и кондиционированием).
Если внешний вид пришедшего утром на работу сотрудника не соответствует принятым нормам, то его могут «отправить домой переодеваться». Причем время, затраченное на переодевание, в дальнейшем должно быть отработано.
Итак, оценивая в целом западные крупные компании, можно сказать, что они предъявляют весьма строгие требования по dress- code к своему персоналу. Однако в последнее время в некоторых американских корпорациях наметилась демократическая тенденция «приходи на работу в чем хочешь, лишь бы было удобно». Такое отношение обуславливается различием менталитетов, культуры, морально-этических норм разных стран. Оно вызвано не сиюминутным решением руководства, а условиями развития корпоративной культуры, до которых «созрела» компания.
Российская практика
В российских компаниях строгие требования к соблюдению dress- code встречаются достаточно редко, а за их невыполнение руководство не применяет жестких санкций.
Отечественные организации основное внимание уделяют форме одежды для представительских встреч – деловых переговоров, корпоративных вечеринок «общественного значения». Речь идет о тех событиях, в ходе которых могут приниматься деловые решения и успех которых в том числе зависит от внешнего вида сотрудников. Кроме того, регламентируется стиль одежды для сотрудников, работающих в офисе, и перечень неприемлемой одежды (шорты, топики, декольтированные платья, шлепанцы, кроссовки и проч.).
Многие компании утвердили западное правило «casual Friday» (в России его называют «вольная пятница» или, в шутку, «гражданкой»). В пятницу, если не запланированы переговоры, сотрудник может позволить себе опрятный внешний вид в стиле, отличном от делового, но не шокирующем окружающих.
Нужно отметить, что нормы внешнего вида различаются в зависимости от категорий персонала. Например, в пределах организации могут предъявляться разные требования к одежде сотрудников секретариата и службы технической поддержки.
Что касается России, то сейчас офисный стиль одежды в том или ином виде входит в жизнь организаций банковской сферы, консультационных компаний, торговых домов, где работа сотрудников представляет собой повседневное общение с клиентами, партнерами, заказчиками и где дальнейшее сотрудничество зависит от того, как будет проведено первичное знакомство.
Как преподнести новое правило
Для того чтобы нововведенные правила dress- code были адекватно встречены сотрудниками, необходимы четкие и последовательные действия со стороны руководства. Инструкции с указанием всех обязательств и прав, а также санкции за их нарушение должны доводиться до каждого сотрудника (в одних компаниях за это отвечает кадровая служба, в других – руководители структурных подразделений). Причем стиль доведения информации должен соответствовать методам работы компании. Если организация формализована, официозна, тогда необходима строго прописанная, серьезная система новых порядков. Если компания более демократична, то возможны сочетания официальных и неформальных методик внедрения (например, использование красочных и оригинальных обращений к сотрудникам через информационную доску компании, внутрикорпоративный портал или электронные почтовые сообщения). Это позволяет незаметно и ненавязчиво донести суть вводимых новшеств и показать необоснованность негативного отношения к ним.
Сопротивление может сказать о многом
Бывают ситуации, когда разъяснения руководства не встречают никакого понимания со стороны сотрудников. В данном случае следует отличать сопротивление именно данному нововведению от сопротивления системе в целом. Возможно, после беседы с «нарушителем» и анализа его поведения выяснится, что в организации присутствуют более существенные проблемы. Например, межличностные конфликты, неудовлетворенность данного сотрудника содержательной частью своей работы, поверхностное отношение руководства к вопросам его профессионального роста. Как показывает практика, зачастую благодаря таким нововведением, как dress- code, выявляются существующие в коллективе функциональные проблемы, разрешение которых скажется положительным образом и на самом нововведении.
В любом случае руководство может применить к сотруднику прописанные в инструкциях санкции – штрафы, предупреждения. Конечно, следует помнить, что с юридической точки зрения увольнение за несоблюдение dress- code неправомерно.
В целом же, если сотрудники адекватно восприняли новые правила и начали им следовать, то можно сказать, что руководство не только ввело стратегически корректные новшества, но и тактические действия по их внедрению оказались правильными. Это некий показатель того, что удалось добиться лояльности сотрудников, создать в компании атмосферу уважения к себе и своим коллегам.
В России проблеме корпоративного облика сотрудника со временем будет уделяться все больше внимания. Это связано с развитием бизнеса, переходом на более «цивилизованный» уровень оказания услуг и повышением клиентоориентированности. Причем акцент будет сделан не только одежде сотрудников, но и деловому «фирменному» стилю офисных помещений и рабочих мест.
Ставка на адекватность сотрудника
Елизавета Сильвестрова, финансовый консультант ООО «Лизинг-Медицина»:
«Во внутренних правилах нашей организации в пункте «Внешний вид» написано следующее: «Требование ко всем сотрудникам – опрятность. В компании принят офисный стиль одежды. Каждый сотрудник, планирующий переговоры, должен выглядеть соответственно уровню встречи. Для сотрудников, имеющих представительские функции, джинсы исключаются, для всех остальных – не приветствуются. Исключение - пятница. Запрещено в качестве сменной обуви использовать домашние тапочки и шлепанцы». Что именно подразумевается под офисным стилем одежды не расшифровано, и понимание этого у нового сотрудника складывается со временем. Каких-либо санкций за нарушение требований не предусмотрено: предполагается, что каждый работник сможет правильно оценить ситуацию и выглядеть адекватно. Напоминание о требованиях к внешнему виду обычно появляются перед участием компании в выставках и семинарах, где на каждого сотрудника возлагаются представительские функции. Определенные пожелания также высказываются в отношении корпоративных мероприятий, обычно речь идет о вечерней форме одежды».
Марина Малыхина, заместитель генерального директора по персоналу, партнер компании БДО Юникон.
«Руководство само должно демонстрировать заданные стандарты по dress- code…»
Российские компании все чаще стали вводить для персонала требования по внешнему виду. О том, какие преимущества дает новое правило и как добиться того, чтобы сотрудники его адекватно восприняли, нам рассказала Марина Малыхина, заместитель генерального директора по персоналу, партнер компании БДО Юникон.
- Марина Анатольевна, насколько, на Ваш взгляд, руководству компании необходимо вводить требования по dress- code?
- Как театр начинается с вешалки, так и доверие клиента к компании начинается с доверия к ее сотрудникам, внешний вид которых здесь играет немаловажную роль. На мой взгляд, требования по dress- code свидетельствуют о проявлении уважения к деловым партнерам и клиентам и положительно сказывается на репутации компании
- - Каков, с Вашей точки зрения, оптимальный набор этих требований?
- Я считаю, что должны быть заданы ориентировочные стандарты в отношении требований к одежде, прическе, макияжу и т.п. Но в обязательном порядке должно быть четко сформулировано то, что является недопустимым. У нас эти правила прописаны в «Книге сотрудника», а также в «Памятке новому сотруднику».
- Кто в Вашей компании занимался разработкой данных правил? Нужно ли, на Ваш взгляд, при введении новых требований прибегать к помощи сторонних консультантов или можно обойтись своими силами?
- Думаю, что можно решить этот вопрос самостоятельно, руководствуясь здравым смыслом и учитывая культуру организации. В нашей компании разработкой требований занималась Дирекция по работе с персоналом, привлекая к обсуждению топ-менеджеров.
- Как руководству добиться того, чтобы сотрудники адекватно восприняли новое правило?
- Для этого ему следует максимально вовлечь сотрудников в подготовку и обсуждение требований. Не менее важно информировать и разъяснять, для чего необходимо нововведение. И, безусловно, руководство само должно демонстрировать заданные стандарты.
- Какие меры следует предпринять, если сотрудники не выполняют введенные требования?
- Идеальный вариант, когда в компании создана корпоративная культура, не допускающая возможности нарушения стандартов. Работник, не соответствующий правилам, должен чувствовать себя максимально некомфортно. Также некомфортно, как если бы он пришел в Большой театр в пляжном костюме или валенках. Однако в случае если персонал не соблюдает требования dress- code, то, безусловно, руководители должны проводить беседы, делать замечания. В исключительных ситуациях возможно применение наказания - от выговора, объявленного в приказе, до штрафных санкций. Я считаю, что этому вопросу нужно уделять пристальное внимание, ведь может быть нанесен вред бизнесу в целом.
Статья получена: Клерк.Ру