Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Механизм формирования корпоративной культуры

 

Механизм формирования корпоративной культуры

 

 


Бочкарев А.В., компания "АйТи" , Москва

В последнее время все чаще в прессе появляются публикации, в которых авторы размышляют о том, что такое корпоративная культура (К.К.). Собственно, назвать это понятие новым, наверное, было бы не правильным, так как у любой организации со дня ее создания формируется своя особенная внутренняя атмосфера. Другое дело, что только недавно отечественные менеджеры осознали тот факт, что умелое управление корпоративной культурой - может стать серьезным конкурентным преимуществом компании. Ниже приведен опыт автора по формированию корпоративной культуры, который был приобретен во время работы в известной региональной компании (торгово-производственный холдинг).

Для начала приведем определение К.К.

загрузка...

 

 

использованное в одной из книг на эту тему. Корпоративная культура - это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.

На начало проекта, по формированию корпоративной культуры, компания о которой пойдет речь, для удобства назовем ее "Авангард", представляла собой устойчивый и прибыльный бизнес. Однако руководство, в лице генерального директора, было озабочено тем, что в связи с быстрым ростом компании могут возникнуть серьезные сложности с управляемостью фирмы в будущем, так как бизнес-технологии, которые применялись в компании, уже не соответствовали ее размерам и положению на рынке. Компания нуждалась в преобразованиях. Было принято решение начать с описания и частичной оптимизации бизнеса (именно из-за отсутствия схем работы "на бумаге" сдерживалось открытие нескольких дочерних структур в соседних регионах). Но у руководства компании были опасения, что подобный проект натолкнулся бы на сильное сопротивление со стороны персонала, ведь любая оптимизация деятельности затрагивает конкретных людей (кому-то дополняются функции, кто-то теряет власть, а кому-то приходиться искать новое место работы).

Основные задачи по изменениям в компании были возложены на службу персонала, в которой появился ряд новых отделов, в том числе и отдел идеологии. Первоочередная задача этого отдела была в том, чтобы проводить мероприятия по разъяснению позиции руководства компании, в части, касающейся изменений в деятельности фирмы, "раскачиванию" персонала с тем, чтобы сотрудники сами приняли активное участие в проекте по реформированию компании. Конечной целью проекта в разрезе идеологии было создание такой корпоративной культуры, которая обеспечивала бы компании лидирующее положение на рынке.

Очень часто оценить результаты в той или иной деятельности достаточно сложно. Это в полной мере относится и к корпоративной культуре. Каков должен быть результат подобной работы, связанной с формированием корпоративной культуры, проведенный на фирме "Авангард"? Авторы большинства книг по корпоративной культуре сходятся во мнении, что главным результатом в этой области является изменение отношения сотрудника к компании, в которой он работает. Классификация сотрудников, которая описана в книге "Пятая дисциплина" Питером Сенге, подразумевает изменение отношения к фирме у сотрудника от нелояльного (когда он вставляет "палки в колеса" своим коллегам) до так называемого состояния "приверженности" компании (когда у него есть понимание, что от его действий зависит будущее компании и он делает не только то "что положено", но и является инициатором перемен). Правда, надо заметить, что на подобную трансформацию уходят годы. По предварительной оценке, для "Авангарда" на это уйдет около двух лет.

Теперь рассмотрим сам механизм формирования корпоративной культуры разработанный во время работы в "Авангарде" (см. рисунок). На первом этапе проекта необходимо было выявить основные ценности компании, которые уже сформировались в компании и определить основные ценности компании в будущем.

Исходя из текущих ценностей компании и видения будущих ценностей можно получить три основные группы: положительные ценности, которые есть сейчас и будут нужны в будущем; отрицательные ценности, которые есть сейчас, но не будут нужны в будущем; положительные ценности, которых нет сейчас, но они будут нужны в будущем. К отрицательным ценностям, которые появились в компании в последние годы и грозили ей в будущем можно было отнести: безынициативность сотрудников, боязнь менеджеров принимать решение, низкая самоотдача сотрудников. Согласно схеме для выявленных отрицательных ценностей необходимо найти противоположные ценности. Например, инициатива сотрудников, умение менеджеров принимать решения, повышение производительности труда сотрудников. Таким образом, для дальнейшей работы остаются только положительные ценности, которые нужно поддерживать и которые нужно сформировать.

В некотором смысле проще всего с новыми сотрудниками компании. Если старожилов фирмы "Авангард", которые помнят то время, когда ценностью сотрудников фирмы была безынициативность, сложно в один день сделать инициативными людьми, то новые сотрудники воспримут эту ценность как данность. Здесь инструментами информационного влияния являются музей компании и лекции новым сотрудникам о прошлом и будущем компании, ее ценностях.

Инструменты информационного влияния на сотрудников компании более разнообразны. Здесь применяются: мифы; корпоративные праздники, которые объединяют сотрудников компании в одно целое; корпоративное издание, через которое сотрудникам компании можно доносить нужную информацию; различные промоушен-акции, например, встреча руководства компании с рядовыми сотрудниками компании; музей компании и т.д.

Как известно сотрудники компании придают серьезное внимание декларациям и намерениям руководства только в том случае, если они перерастают в конкретные дела. Поэтому кроме инструментов информационного воздействия на сотрудников в компании должны быть выработаны определенные внутрифирменные политики, которые будут поддерживать декларации тех или иных ценностей. Например, если в компании принято выдвигать на менеджерские позиции своих сотрудников, то в службе персонала компании должны, как минимум, заниматься планированием карьеры перспективных сотрудников и подготовить программу обучения. В противном случае, может оказаться, что перспективные сотрудники либо уйдут из компании не дождавшись повышения, либо не справятся с новыми обязанностями.

Руководства компании "Авангард" одной из самых больших своих ценностей считает сотрудников фирмы и именно поэтому в компании инициирована работа по созданию фирменного профсоюза.

Ну и, пожалуй, самое сильное влияние на корпоративную культуру оказывает ежедневное поведение и поступки первых лиц компании, менеджеров и самих сотрудников. Безусловно, здесь первые лица компании должны начать работу с себя. Потому что если в компании декларируется ценность взаимного уважения сотрудников, а руководитель хамит своим подчиненным, то о формировании нужной корпоративной культуры говорить не приходится. Как только первое лицо начинает вести себя согласно декларируемым в компании ценностям можно требовать того же от топ-менеджеров, затем от менеджеров среднего звена и, наконец, от рядовых сотрудников. Практика показывает, что обратный путь - от сотрудников к руководству не работает.

От корпоративной культуры к новому позиционированию компании на рынке

После наведения первичного порядка с корпоративной культурой было принято решение о новом позиционировании компании на рынке. Необходимость такого позиционирования в большей степени была связана с опасениями руководства выхода в регион крупных московских и западных компаний. "Авангард" не сможет застроить своими торговыми центрами весь город, где находится головной офис фирмы. Но здесь, в силу небольших расстояний, достаточно занять "прочную позицию в умах местных потребителей". И к моменту прихода крупных конкурентов в регион удастся занять прочные позиции на местном рынке.

Предыстория этого проекта такова. Традиционно компания пыталась конкурировать практически со всеми крупными торговыми площадками города, где находится головной торговый центр фирмы. Но, по целому ряду товарных групп, фирма не смогла занять лидирующие позиции на рынке.

В связи с этим было принято решение инициировать сотрудничество с другими успешными компаниями (часть из которых до сих пор было конкурентами "Авангарда") и собрать на торговой площади фирмы "Авангард "пул лучших местных компаний" (виртуальный клуб лучших розничных сетей существует и в Москве - проект "шесть семерок"). Таким образом компания сможет предлагать клиентам лучшее обслуживание и лучший ассортимент. Агрессивное наступление на рынок (в том числе, активная рекламная и PR-кампании, мероприятия по социальному маркетингу) не вызвало негативного отношения у клиентов. Успех проекта был обусловлен тем, что новая корпоративная культура компании позволила "Авангарду" существенно увеличить удовлетворенность своих клиентов.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Механизм формирования корпоративной культуры":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Доносы как часть корпоративной культуры

Газета "Бизнес" / Карен Газарян 2 февраля 1988 года вышел в свет указ президиума Верховного Совета СССР, вводивший запрет на рассмотрение анонимных писем. Конец стукачества воспринимался как глоток свежего воздуха в затхлой атмосфере развитого социализма. Появлялась надежда, что железный занавес вскоре падет и Советский Союз окажется с прогрессивным Западом в одном общеевропейском доме.

» Управление и менеджмент - 2220 - читать


Формирование корпоративного портфеля активов: интегрированный взгляд

Идея, что существует связь между риском инвестиций и их доходностью, являлась краеугольным камнем современной портфельной теории более 50 лет. Она оказала огромное влияние на то, как инвесторы и финансовые институты управляют стоимостью и риском своего портфеля финансовых активов. Однако за небольшим исключением концепция почти не повлияла на то, как компании управляют реальными активами в корпоративном портфеле.

» Управление и менеджмент - 2446 - читать


Корпоративная культура и кадровый отдел

Корпоративная культура и кадровый отдел Надя Крылов, бизнес-тренер, консультант по управлению Опубликовано в номере: Кадры предприятия №3 / 2002 Роль кадровиков в западных фирмах за последние годы стала приобретать стратегическое значение. Выражается это в тенденции преобразования функции кадровиков из чисто административной, штабной в стратегическую функцию наравне с маркетинговым, производственным и финансовым отделами (такой подход особенно присущ американским компаниям) ...

» Управление и менеджмент - 3852 - читать


На что направлена ваша корпоративная культура?

Надя Крылов , бизнес-тренер, консультант по управлению Опубликовано в номере: Кадры предприятия №12 / 2002 Любому менеджеру или предпринимателю уже известно, что эффективность деятельности компании зависит от множества факторов. «Твердые» вопросы, связанные с финансами или производимыми продуктами, несомненно, влияют на результативность. Но качество и скорость выполнения работ по всей цепочке производства, их творческий характер в большей степени зависят от «мягких» факторо ...

» Управление и менеджмент - 2220 - читать


В корпоративную культуру российских компаний возвращаются лозунги эпохи социализма

"Ведомости" / Мария Подцероб Призывы к сотрудникам, агитплакаты и прочие элементы пропаганды советских времен снова появились в офисах современных российских компаний. Теперь это считается отличным способом мотивировать персонал и создать командный дух. Антон Почернин, инженер компании по продаже дизельных двигателей и дизель-генераторных установок Cummins, каждый день, сидя на работе, смотрит на разноцветный плакат на стене.

» Управление и менеджмент - 7198 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Механизм формирования корпоративной культуры

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru