Призывы к сотрудникам, агитплакаты и прочие элементы пропаганды
советских времен снова появились в офисах современных российских компаний.
Теперь это считается отличным способом мотивировать персонал и создать
командный дух.
Антон Почернин, инженер компании по продаже дизельных двигателей и дизель-генераторных
установок Cummins, каждый день, сидя на работе, смотрит на разноцветный плакат
на стене. Под ярким, затейливым рисунком довольно мелким шрифтом написано
несколько фраз на английском. Антон знает, что это — лозунги компании, мотивирующие
сотрудников на великие свершения.
“Честно говоря, они особо меня не мотивируют, —
признается он. — Я знаю английский, но у меня нет желания вчитываться в мелкие
строчки на плакате. Тем более что в нашем офисе все эти лозунги не на слуху”.
Почернин говорит, что до сих пор никому не приходило в голову перевести лозунги
на плакате на русский язык. В московском офисе знают только общий девиз компании —
“Зажигайте энергию по всему миру!”. Но фраза никого на подвиги не вдохновляет.
“Для меня это только яркое пятно на стене. Я смотрю на него и просто отдыхаю
душой, — говорит он и добавляет: — Хотелось бы, чтобы у компании были понятные
лозунги и мотивирующие плакаты. Это дает возможность почувствовать себя частью
корпорации и членом команды. Ради общего дела есть смысл работать”.
Что всему голова
Все больше руководителей компаний, работающих на российском рынке, осознают
необходимость создания через лозунги и агитплакаты системы “внутренней пропаганды”
для мотивирования сотрудников, считает Юна Скобликова, директор консалтинговой
компании Green Street.
“Еще 10 лет назад дело обстояло совсем по-другому, считалось, что лучший
мотиватор — деньги, а лозунги и агитки вызывают только отвращение у сотрудников,
которые хорошо их помнят по советскому прошлому”, — говорит она. В последние
несколько лет пришло понимание того, что сотрудников трудно мотивировать
исключительно через материальное поощрение, добавляет она. Люди должны понимать,
зачем они работают и что их объединяет. “У компании должна быть цель, которую
надо достигнуть. Она формулируется кратко в лозунге или девизе для сотрудников
компании”, — говорит Скобликова.
От каждого — по способностям
Парадоксально, но возвращение элементов социалистического агитпропа во многом
инспирировали западные компании, в которых такая практика всегда была нормальным
элементом корпоративной культуры, считает Роман Пивоваров, психолог-консультант
учебного центра “Финансовый дом”. “Через многостраничное изложение миссии
компании продерется далеко не каждый. Четкие и краткие формулировки лозунгов —
это гораздо более удачный способ не только нужным образом "отформатировать" сотрудника,
но и обучить его основам принятой в компании культуры”, — говорит он.
“Наилучшим образом эффект лозунгов проявляется в быстро растущей компании,
когда необходимо привить основы корпоративной культуры большому количеству
новичков, — считает Пивоваров. — В свою очередь, там, где работает стабильный
коллектив, они служат постоянным напоминанием о том, что нужно делать, чтобы
достигнуть успеха”.
“Наши корпоративные лозунги разработаны американским офисом по обучению.
Они переведены на все языки и распространяются среди персонала Marriott по
всему миру”, — рассказала Виктория Котлярова, менеджер по обучению персонала
отеля Marriott Royal Aurora.
Каждый день в гостинице начинается с 15-минутного собрания, на котором провозглашается
“лозунг дня”. Никакой самодеятельности нет: его выбирают из 20 заранее утвержденных
вариантов, собранных в небольшую книжку, носить которую должен каждый сотрудник.
Звучат лозунги так: “Я радушно встречаю каждого клиента”, “Я умею работать
в команде”, “Я всегда соблюдаю правила техники безопасности”.
Каждому — по потребностям
Лозунги могут быть не только общекорпоративными, но и специальными, для
каждого подразделения. “Призыв "Клиент всегда прав" ничего не скажет сотруднику,
в должностные обязанности которого работа с конечным клиентом не входит.
Поэтому очень эффективна практика, когда создаются специальные лозунги для
каждого подразделения — чтобы каждый понимал свою конечную цель”, — считает
Скобликова.
Так поступили в сети продовольственных магазинов “Пятерочка”.
“У каждой службы компании есть свой девиз, который формулирует цель ее сотрудника”, —
рассказывал Олег Высоцкий, главный исполнительный директор компании. Например,
у службы закупщиков лозунг “Нет предела низким ценам!”, у дирекции эксплуатации
бытовой сети — “Выжмем все с квадратного метра!”, у ревизорской службы —
“Ни копейки мимо кассы!”.
“Большая сетевая компания работает по принципу конвейера. Есть четкие стандарты
работы и четкие функции у каждого сотрудника. Все это формулируется в четких
лозунгах. Если формулировать стандарты работы более расплывчато, то начнутся
разные трактовки. А это повлечет сбой в работе”, — говорит Высоцкий.
Четче шаг
Лозунг должен быть кратким, четким и побуждать к конкретному действию, говорит
Скобликова. По ее мнению, всем этим параметрам идеально соответствует фраза
“Родина-мать зовет!”. “Надо помнить, что лозунг — лишь последний штрих к
системе мотивации персонала. Если человек не верит компании, то на него никакие
лозунги не подействуют, а реакция будет обратной ожидаемой”, — говорит она.
“Правильный лозунг должен быть не больше двух-трех несложных слов. В нем
не должно быть шипящих звуков”, — советует Мария Чернавина, член правления
инвестиционно-строительного холдинга Rodex Group. — У нас все четко: “Просто
иди и сделай”. Это — конкретный инструмент мотивации, потому что он побуждает
к действию, мол, не надо объяснять, почему работа не может быть выполнена,
надо ее делать. Только так можно преуспеть“, — объясняет она.
Как правило, разработку лозунгов доверяют HR-отделам или службам внутреннего
PR. “Однако главная идея должна идти от руководства”, — считает Скобликова.
Главная задача человека, которому доверили разработку такого рода инструментов
мотивации, — придумать, как транслировать эту идею среднему и низшему составу,
добавляет Роман Пивоваров. “Я видел много-много случаев, когда мысли, облеченные
в недоступную форму, не приживались среди среднего и нижнего звена, начинали
вызывать насмешки и оказывались неэффективными”, — говорит он. В качестве
примера он привел лозунг, висевший в одной крупной оптово-закупочной компании:
“Наша цель — повысить оборачиваемость средств, чтобы товар не лежал на складе”.
“Что имелось в виду, мог понять только автор лозунга, генеральный директор,
недавно получивший МВА. А сотрудники над лозунгом откровенно издевались”, —
говорит Пивоваров.
Но даже если лозунг не приживается, а сотрудники над ним иронизируют, это
все равно работает на сплочение коллектива, пускай и от противного, считает
Елена Бокшицкая, руководитель службы по работе с персоналом и организационному
развитию московского региона “ВымпелКома”. “Наши плакаты в любом случае пробуждают
творческую энергию в людях. Пусть люди шутят и острят, это лишь означает,
что лозунги не остались незамеченными и, в конечном итоге, достигли своей
цели”, — говорит она.
Статья получена: Клерк.Ру