В открытом письме Берлинер Цайтунг заместитель министра финансов России Сергей Колотухин, ответственный за ведение переговоров с иностранными кредиторами, разъясняет позицию российского правительства по вопросу выплаты российской внешней задолженности.
Россия никогда не ставила под сомнение готовность выплачивать свои внешние долги - долги бывшего Советского Союза и долги новой России, размер которых в общей сложности составляет 38,7 млрд. долларов. Однако погашение задолженности должно происходить в соответствии с экономическим положением и реальными возможностями страны. В настоящее время мы считаем целесообразным договориться с представителями Парижского клуба о реструктуризации текущей задолженности.
При этом могут быть согласованы условия, аналогичные тем, которые содержались в договоре с Парижским клубом от 1 августа 1999г. Они предусматривают рассрочку платежей на период 25 лет. Кроме того, кредиторы оставили за собой возможность спустя некоторое время перепроверить договор о выплате долгов бывшего Советского Союза.
А эта договоренность предусматривает списание части задолженности. Правда, это зависит от позиции государств-кредиторов. Если экономическая ситуация в России будет сочтена достаточно стабильной, тогда они едва ли пойдут на списание долга.
Однако ввиду прогнозируемого падения цен на энергоносители, мы ожидаем ухудшение нашего платежного баланса. В связи с вступлением в силу налоговой реформы и заметным снижением ставки подоходного налога, весьма сомнительно, что возрастут доходы государственного бюджета. Если Россия будет вынуждена своевременно выплачивать свои долги, тогда ей придется отдавать заграницу до 40% средств бюджета.
Возникший дефицит бюджета должен будет компенсироваться средствами Центрального банка, внутренними заимствованиями или за счет повышения налогов. Кредиты Центробанка - не очень хорошая идея, потому что эта мера приведет к уменьшению валютных резервов страны, что в свою очередь поставит под сомнение макроэкономическую стабилизацию. Внутренние заимствования - тоже не лучшая мера, потому что речь идет о краткосрочных и дорогих кредитах. Таким образом, мы окажемся в замкнутом кругу, в котором любая мера приведет к отягощению государственного бюджета и полной неплатежеспособности России. Под сомнением окажется сам экономический рост в стране, который в свою очередь является одним из источников погашения внешней задолженности. А платежи по внешнему долгу без того составят в этом году 25% расходов государственного бюджета и превзойдут совокупные расходы бюджета на образование, здравоохранение и социальную политику.
Если Москва сейчас выплатит все, что требуют кредиторы, тогда в стране возникнет дефицит финансов, который приедет к тому, что в будущем Россия вообще не сможет обслуживать свои долги. Кредиторы должны решить, что имеет для них большее значение: получать сейчас маленькую часть долга или же в долгосрочной перспективе вернуть все свои деньги.
Деньги, высвобожденные за счет реструктуризации задолженности, в первую очередь пойдут на проведение структурных реформ: банковской реформы и реформы вооруженных сил, модернизацию железнодорожной сети и энергетики, обеспечивающих экономический рост страны. По нашему мнению, это соответствует интересам западных кредиторов, потому что таким образом сохраняет потенциал России, как страны, которая должна платить свои долги. Поэтому мы и просим об отсрочке платежей.
С Германией мы обсуждаем возможность погашения части российской задолженности в рамках немецких инвестиционных проектов в России. Если Берлин и Москва смогут прийти к договоренности по этому вопросу, тогда эта модель будет предложена и другим кредиторам. Парижский клуб, правда, требует, чтобы объем конвертируемой таким образом задолженности не превосходил 20% от ее общего размера. По моим сведениям, французские и итальянские кредиторы тоже проявляют интерес к этой схеме. У этой модели хорошие шансы быть реализованной.
Статья получена: InoPressa.ru