Если Мексика практически является банкротом, если во всей Азии рушатся финансовые рынки, если Аргентина погружается в глубокую рецессию, значит, наступает час Международного валютного фонда (МВФ). Сначала как избавителя от беды, а затем как проводника неолиберальных экономических реформ. Кризисы для него это в какой-то мере эликсир жизни. Однако с некоторого времени на глобальных финансовых рынках царит всеобщее спокойствие. Отрадное явление, но отнюдь не для МВФ.
Поэтому кризис, который находится в центре внимания участников годового заседания МВФ и Международного банка реконструкции и развития, проходящего в Сингапуре, это его собственный кризис, кризис поиска новой роли, а также бюджетный кризис. Из Фонда, который живет за счет доходов от взносов и процентов, клиенты бегут.
Россия уже три года назад досрочно погасила все свои поддерживающие кредиты. Аргентина, которая в течение нескольких лет успешно сопротивлялась начинаниям МВФ, в конце прошлого года, как и Бразилия, досрочно погасила все свои долги перед МВФ. Официально этот шаг был обоснован экономией на выплате процентов по долгам. Однако "истинная целью этого мероприятия, скорее, политическая, а не экономическая", как заметил один из аналитиков инвестиционной компании Bear Stearns. "Речь шла о том, чтобы освободиться от обязательств перед МВФ".
Еще в 90-е годы латиноамериканские страны считались образцовыми учениками Фонда. Однако им пришлось заплатить за это продолжительной стагнацией, а в случае Аргентины тяжелым экономическим кризисом. Сейчас они уже устали от МВФ и его политики затягивания поясов. Во изменение прежних отношений президент Аргентины Нестор Киршнер даже потребовал "всесторонней реструктуризации" МВФ.
Из-за одного только досрочного погашения долгов Бразилией МВФ лишился процентных поступлений в размере почти 60 млн долларов. В целом из-за досрочного погашения долгов МВФ потерял целых 116 млн. Новых претендентов на кредиты в поле зрения не наблюдается. Даже такая бедная страна, как Боливия, после того как разработанная МВФ программа помощи закончилась весной, сознательно отказалась от ее возобновления. Нынешняя совокупная сумма кредитов, выданных Фондом, 27,5 млрд долларов на две трети меньше, чем еще два года назад. Вместе с деньгами исчезает власть. На страны, которые не имеют никаких долгов перед МВФ, Фонд уже не может оказать никакого влияния.
Насчет времени появления проблемы никто не спорит: все произошло в июле 1997 года. Тогда в Таиланде произошло драматически резкое падение курса местной валюты, бата, и начался азиатский кризис. МВФ, который еще до кризиса потребовал от азиатских стран отмены сдерживающих мер для свободной конкуренции на их финансовых рынках, не сумел предвидеть кризис и не смог его предотвратить; его рецепты по преодолению кризиса оказались несостоятельными. Требуя от кризисных стран значительного повышения ставки рефинансирования и сокращения расходов, он еще сильнее вогнал их в рецессию. "Тогда Фонд потерял свою легитимность, которую с тех пор так и не восстановил", заметил недавно на мероприятии, проводимом Фондом Карнеги, Деннис де Трей, бывший в свое время представителем Международного банка реконструкции и развития в Индонезии.
Пострадавшие государства извлекли из кризиса главный урок: кто может себе это позволить например, благодаря поднявшимся ценам на экспортные сырьевые ресурсы или инвестиционным потокам, устремившимся в страну тот избавляется от зависимости от МВФ. В 2003 году правительство Таиланда объявило о погашении основной части своего долга перед Фондом и намерении в дальнейшем обходиться без его поддержки. Индия и Китай, но также и Филиппины отказываются от новых кредитов МВФ. Индонезия на данный момент второй после Турции клиент МВФ в 2003 году расторгла свое кредитное соглашение с Фондом и в мае этого года объявила, что оставшиеся долги перед МВФ она погасит еще до конца 2007 года.
Южная Корея с 1998 года увеличила свои валютные резервы более чем в десять раз и практически уже может не опасаться атаки спекулянтов на свою валюту, на вон и все это без помощи МВФ. Азия в общей сложности располагает золотовалютными резервами в размере 2,5 триллиона долларов это в 20 с лишним раз больше той суммы, которую в свое время МВФ смог направить на преодоление азиатского финансового кризиса.
Несостоятельность МВФ, проявленная во время кризиса, побудила азиатские страны к организации защиты от возможных валютных спекуляций собственными силами. В июле 2000 года члены регионального объединения АСЕАН, а также Япония, Китай и Южная Корея согласовали "Инициативы Чианг-Май", названные так по тогдашнему месту проведения заседания в Таиланде. Данные инициативы накладывают на них обязательства по взаимной поддержке в случае финансовых кризисов. В прошлом году данные страны удвоили средства, предусмотренные на эти цели, доведя их до 75 млрд долларов. Данная инициатива все больше и больше оборачивается азиатской контрмоделью МВФ.
МВФ уже приходится кое-чем поступаться, чтобы решить проблему своего финансирования. В его бюджетном плане предусмотрено сокращение персонала примерно до 2800 человек, а также сохранение расходов на нынешнем уровне, что с учетом инфляции означает некоторое их сокращение. Кроме того, в будущем МВФ предполагает брать деньги за свои экономико-политические анализы и советы.
Фонду, скорее всего, будет трудно найти свою новую роль. Он мог бы, например, превратиться из строгого кредитора в "доверительного советчика", полагает глава МВФ Родриго де Рато. "Старая система, при которой промышленно развитые страны в рамках "большой восьмерки" обсуждают между собой вопросы мирового значения, устарела", сказал он в апреле в Вашингтоне. Если Фонд больше не может диктовать странам экономическую политику, соответствующую его неолиберальным представлениям, то теперь ему придется заниматься разъяснительной работой. Пряник вместо кнута.
Тем не менее, проблема заключается в том, что никто не собирается прислушиваться к советам МВФ, пока они, как это было до сих пор, ограничиваются исключительно положением в развивающихся странах. МВФ уже давно не пытается оказывать давление на Север, который своим абсолютным большинством голосов определяет политику Фонда. С 1976 года, когда крупная промышленно развитая страна в лице Великобритании последний раз брала кредит МВФ, у него для этого нет соответствующих рычагов.
МВФ собирается решать эту проблему через объявленную им в апреле инициативу о многосторонних консультациях. Выход из глобальных дисбалансов следует искать совместно. Однако если МВФ хочет, чтобы его в этой новой роли воспринимали серьезно, то он не должен бояться громко заявить об истинных рисках для мировой финансовой системы. А это сейчас прежде всего США с их гигантским бюджетным и торговым дефицитом. Если правительство в Вашингтоне и дальше будет настаивать на том, чтобы развивающиеся страны и, в частности, Китай проводили реформы в соответствии с американскими представлениями, то тем самым они окажут медвежью услугу как Фонду, так и самим себе.
Статья получена: InoPressa.ru