ТАТЬЯНА КРУПИНА
«Бизнес-план - основа бизнеса», «без бизнес-плана не может работать современное предприятие» - эти лозунги известны всем. Однако польза от бизнес-плана может быть только тогда, когда и компания готова к методичной работе, и план составлен полноценный.
Бизнес-план - основной документ, описывающий развитие компании или ее подразделения на некоторую перспективу: обычно на срок от одного года до трех лет или даже дольше. В плане содержится оценка текущего состояния конкурентной среды и прогноз конкурентной обстановки; описание продукта; план маркетинга; развитие оргструктуры компании/подразделения; ожидаемые риски и меры борьбы с ними; финансовый план. Для того чтобы столь сложный документ мог быть реалистичным, необходима большая предварительная работа - как сотрудников компании, так и собственно творцов бизнес-плана (обычно его составляет сторонняя организация).
Большие усилия - это большие деньги. Нормальный бизнес-план для средней по размеру компании, по мнению директора консалтинговой компании «Информанализ» Дмитрия Черняховского, не может стоить меньше $3 тыс. И за эти деньги вы получите либо только финансовую оценку проекта, либо маркетинговый обзор. А нормальная цена нормального бизнес-плана начинается тысяч с пятидесяти (долларов, естественно). Поэтому бизнес-план, проходящий по категории «дешевка»,- это вредно, если компания планирует по нему работать. При составлении такого плана, скорее всего, не учтена масса важнейшей информации.
Генеральный директор консалтинговой компании «Амико» Андрей Жубанов считает, что бизнес-план может быть вреден тогда, когда нарушены принципы бизнес-планирования, то есть когда уровень подготовки, подбора, структурирования и анализа информации недостаточен. Такой некачественный продукт может увести предприятие далеко в сторону от правильного подхода к ведению бизнеса.
Если вы собираетесь делать что-то новое и готовитесь заказать серьезный бизнес-план - прикиньте сначала, стоит ли овчинка выделки. Сергей Краевский, эксперт аналитического отдела компании «Эксперт-Оценка», замечает, что необходимо «соотнести ожидаемый доход с планируемыми затратами. Поэтому если затраты на разработку бизнес-плана будут больше, чем потенциальные доходы от его реализации, то разработка его нерациональна». К тому же либо на создание бизнес-плана, либо на подбор информации для его составления необходимо тратить дополнительные средства и время - а эти ресурсы, вероятно, можно использовать более рационально.
Бизнес-план, по мнению Дмитрия Черняховского, «может быть вреден и тогда, когда он становится тяжелой гирей на шее, тормозом в развитии. Можно представить следующую ситуацию: бизнес-план - юридически значимый документ, используется для получения кредита. Впоследствии ситуация на рынке может измениться, и компании станет выгоднее отступить от пунктов плана. А контролер инвестора/кредитора приходит и говорит - вы отступаете от плана, мы вам следующий транш кредита не перечислим. То есть бизнес-план может быть вреден тогда, когда он жестко связывает предприятие с источником денег и его условиями и не предусматривает никаких изменений».
Готовясь к работе по бизнес-плану, необходимо помнить еще и о том, что реализация четко поставленных целей возможна лишь при условии готовности всей команды к слаженной работе, к ответственности за результат. Поэтому проблемы с использованием бизнес-плана как основного документа организации могут возникнуть, если настоящей команды нет или она не готова к новациям. В этом случае на начальном этапе фирму ожидают потери: часть сотрудников, неспособных к работе в новых условиях, покинет компанию, другая часть будет активно сопротивляться нововведению. Что поделать - не все способны к активному росту. Но серьезная стратегическая цель, подкрепленная бизнес-планом, обычно важнее кадровых потерь. Сильная идея бизнес-плана помогает постепенно так выстроить внутреннюю среду компании, что через некоторое время станет непонятно, как фирма работала без планов. И именно с этого момента вопрос о пользе бизнес-плана будет навсегда снят с повестки дня вашей компании.
Статья получена: Клерк.Ру