ВЛАДИМИР ПРАВОТОРОВ, Begin Group.
По оценкам компании Penny Lane Consulting, в России около 40% менеджеров при смене работы переходят в другую отрасль. Для руководителей высшего звена этот шаг часто сопровождается новыми возможностями и перспективами. Причем если раньше речь шла в основном о некоторых «универсальных» позициях, работающих в любом бизнесе, то теперь компании стали обращать внимание и на опыт работы в определенной отрасли.
Кому легко?
Топ-менеджер, имеющий опыт работы в таких функциональных направлениях, как маркетинг, продажи, финансы или управление персоналом, может работать где угодно — такого мнения придерживается большинство как самих топов, так и представителей кадровых агентств. «Эти знания универсальны и могут применяться в любой сфере бизнеса,— считает Сергей Ражев, генеральный директор компании Penny Lane Consulting.— Управленцы утверждают, что глубинное знание отрасли вторично и нет большой разницы между тем, какие продукты продавать и какими активами управлять. Например, работа финансового директора включает решение самых разных типов задач, поэтому и считается, что смена области деятельности не будет слишком сложна». Если по роду деятельности менеджер связан со спецификой бизнеса, то переход в новую сферу существенно осложняется. «Случаев, когда опытный директор по производству или тем более по технологиям, переходил на работу в другой бизнес на высокий пост — единицы»,— говорит Игорь Шехтерман, управляющий партнер компании RosExpert.
В действительности сменить сферу бизнеса для профессионала не всегда бывает просто. Смена сферы деятельности зачастую требует от менеджера несколько иных подходов и компетенции, чем в более привычном для него виде бизнеса. Все чаще сегодня работодатели отдают предпочтение топ-менеджерам, которые обладают опытом именно в том бизнесе, в котором им предстоит работать. В некоторых компаниях даже на средние руководящие должности предпочитают брать людей, уже «варившихся» в этом бизнесе, причем чаще всего берут своих сотрудников, даже если они явно менее опытны и профессиональны.
Однако практика показывает, что альтернативойтакому опыту может стать несколько высших образований кандидата, затрагивающих совсем разные области знаний. Это может служить доказательством того, что человеку не понадобится много усилий, чтобы воспринять новую информацию.
Сильное звено
Иногда кандидату приходится доказывать будущему работодателю, что несоответствие отраслей послужит не недостатком, а, наоборот, конкурентным преимуществом. Кандидаты, имеющие опыт управленческой работы в разных отраслях, обладают глобальным видением бизнеса, привносят дополнительную ценность в новую компанию. Бизнес развивается по своим правилам, и независимо от отрасли есть закономерности общего характера, которые позволяют прогнозировать ту или иную ситуацию и использовать лучшие наработки из практики разных компаний разных видов деятельности. Полтора-два года назад наблюдалось такое явление: многие менеджеры, работающие в банках, резко меняли сферу деятельности. Зная специфику работы банка, они переходили в другой бизнес на должности, связанные с установлением финансовых отношений с банками. Иногда наблюдается и противоположное явление.
Универсальный пропуск
Своеобразным пропуском в новую сферу является опыт работы в FMCG-секторе (товары повседневного спроса). Эта отрасль начала развиваться раньше и активнее других, здесь выросло наибольшее количество зрелых профессионалов. Работа в успешных компаниях этого направления — это сильная школа, которая дает знания основных бизнестехнологий. Топ-менеджеры, сделавшие карьеру в этом секторе, востребованы во многих сферах бизнеса. Например, фармацевтические компании сейчас отдают предпочтение именно таким кандидатам для занятия руководящих позиций в маркетинге, где приоритетно не доскональное знание рынка, как в продажах, а понимание технологий.
Большие перспективы предлагают и динамично развивающиеся рынки, которые еще не завершили период становления. «Самый яркий пример — сфера недвижимости,— отмечает Сергей Ражев.— Эта область еще молода, и профессионалов в функциональных направлениях, которые имеют большой опыт работы в недвижимости, пока нет. Поэтому, в эту сферу попадают лучшие кандидаты из самых разных отраслей, способные разработать успешные стратегии. К тому же, строительные и девелоперские компании предлагают одни из самых высоких компенсаций. Например, сейчас мы работаем над позицией директора по маркетингу для крупной строительной компании, и рассматриваем кандидатов с самым разносторонним опытом. При этом компенсация, которую предполагает позиция, значительно выше текущих доходов претендентов из других сфер».
Топ-менеджер может обратить внимание и на те сферы, где его уже знают как профессионала. Например, если речь идет о b2b, он может уйти работать с потенциальными или реальными партнерам или клиентами своей прежней компании. Оказавшись «по другую сторону баррикад», управленец сможет принести уникальные знания и видение потребностей другой стороны.
В любом случае «непрофильный» кандидат может заинтересовать компанию, которая делает ставку на развитие и новаторство. Менеджер должен прежде всего владеть такими навыками, как управление людьми и управление деятельностью. А в какой отрасли это происходит, на самом деле не столь важно. Сотрудники, которые имеют широкий опыт работы в разных отраслях и обладают глобальным взглядом на перспективы бизнеса, являются очень ценными.
Иногда кратчайший путь в новую отрасль проходит через карьеру в своей сфере. Для того чтобы опыт управленца стал действительно универсальным и конвертируемым, ему нужно просто добиться высокой степени профессионализма.
Чужой среди чужих
Другая сложность при переходе в новую отрасль связана с особенностями корпоративной культуры компании и адаптацией. Не всегда для топменеджера просто принять новую корпоративную культуру или изменить ее (иногда это входит в группу основных задач нового руководителя).
Кроме того, необходимо быть готовым к тому, что ситуация в компании может несколько отличаться от того, о чем говорил владелец компании будущему топ-менеджеру.
«На переговорах кандидата и главного акционера компании последний может передать всю власть в руки новому генеральному директору,— говорит Игорь Шехтерман.— Но после вступления того в должность вдруг появляются миноритарные акционеры, которые держат часть функций по управлению компанией и не собираются их отдавать. Не все бывают готовы к таким поворотам событий, и некоторые менеджеры довольно быстро покидают компанию». Для адаптации в новой компании и новой отрасли на должности руководителя высшего звена обычно требуется примерно четырешесть месяцев. И если по истечении этого срока менеджер все же покидает компанию, то это может означать не отсутствие способностей к восприятию новых знаний, а ряд проблем с адаптацией в новой компании или же невысокую квалификацию менеджера.
Следует добавить, что сегодня российский бизнес становится все более зрелым, открытым. Известным топ-менеджерам часто приходится считаться с общественным мнением, с мнением коллег. Какиелибо необдуманные поступки могут довольно серьезно навредить репутации руководителя. Человека могут по меньшей мере не понять, если он перейдет на работу из большой и известной компании в заштатную в погоне за баснословными компенсациями, или в компанию из «недружественной» отрасли. В конце концов, если человеку уже за 35 лет, кардинальные перемещения между отраслями могут вызвать недоумение у его коллег, сотрудников кадровых агентств, HR-менеджеров: мол, неужели человек еще не определился, что ему близко.
Переходов будет больше
Эксперты полагают, что в ближайшем будущем следует ожидать роста числа кроссиндустриальных переходов. Понятно, что любой владелец бизнеса в любой сфере экономики скажет, что именно в его области самая острая нехватка высококлассных управленцев. И все же есть ряд наиболее популярных сфер бизнеса, где просто по определению не может быть большого числа людей с хорошими управленческими навыками и успешным опытом работы именно в этой области (например, телекоммуникации, страхование, производство). Поэтому никому из лидирующих компаний подобных секторов бизнеса нельзя сосредоточиваться только на «своих» специалистах. В условиях постоянного расширения штата, активности конкурентов, взгляд HR-менеджеров и кадровых агентстввсе чаще будет обращаться в другие секторы бизнеса в поисках руководителей высокого класса. К тому же, многие направления бизнеса становятся все более интегрированными как в мировой рынок, так и в другие отрасли, поэтому основные требования к топ-менеджерам все чаще включают общие навыки управления (способность быстро понять сложные административно-управленческие задачи, четко видеть стратегию, разрабатывать план действий по ее реализации, управлять целым комплексом задач, управлять проектами, оценивать риски), а не узкоспециализированные знания.
Статья получена: Клерк.Ру