Между крупнейшим российским сотовым ритейлером «Евросеть» и сотовым оператором Tele2 разгорелся конфликт. Дилер отказался продвигать подключения от Tele2 через свои салоны в ответ на отказ оператора продавать свои услуги через «Евросеть» в странах Балтии. В Tele2 называют происходящее шантажом. Участники рынка отмечают, что конфликты с поставщиками телефонов, а теперь и с сотовыми компаниями стали визитной карточкой «Евросети».
Глава и основной акционер «Евросети» Евгений Чичваркин исповедует в бизнесе силовой стиль Фото: Дмитрий Костюков, «Коммерсантъ».
|
О том, что «Евросеть» прекратила стимуляцию продаж подключений от Tele2, Ъ рассказал президент компании Эльдар Разроев. Господин Разроев уточнил, что контракты от Tele2 не исчезнут из ассортимента, однако рекомендовать их покупателям и разъяснять особенности тарифных планов продавцы компании отныне не будут. «Это не нанесет нам ущерба, продажи Tele2 — это 1—2% от общего объема продаж подключений в наших салонах»,- добавил господин Разроев. Президент «Евросети» не скрывает, что причиной демарша стало нелояльное отношение Tele2 к ритейлеру,- оператор до сих пор не заключил с «Евросетью» дилерский договор на продажу услуг в странах Балтии. Первые торговые точки в странах Балтии у «Евросети» появились в середине ноября, сейчас в Литве, Латвии и Эстонии открыто уже более 20 магазинов.
«В этом году это уже второй случай, когда мы применяем такие меры к Tele2,- говорит господин Разроев.- Первый раз мы так сделали летом. Тогда мы договаривались с Tele2 о создании на базе его сотовой сети собственного виртуального оператора». По словам Эльдара Разроева, тогда в последний момент Tele2 отказалась выполнять ранее достигнутые договоренности и предоставить «Евросети» доступ на сотовый рынок Балтии. Между тем стать виртуальным оператором сотовой связи для акционеров «Евросети» — давняя мечта. По словам господина Разроева, летом продажи Tele2 в салонах «Евросети» снизились с 80—100 тыс. подключений в месяц (за каждое из них ритейлер получал в качестве вознаграждения около $10) до 6—7 тыс. «В октябре мы сделали жест доброй воли и стали стимулировать продажи Tele2,- заключает господин Разроев,- но на оператора это, похоже, не произвело впечатления».
В московском офисе Tele2 вчера конфликт с «Евросетью» прокомментировали лаконично: «Это просто шантаж». Кроме того, собеседник Ъ отметил, что давление со стороны «Евросети» российскому представительству оператора ущерба не нанесет: «На нее приходится незначительная доля продаж услуг компании». К слову, аналитики считают иначе. По оценкам аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, через «Евросеть» реализуется 25—30% всех подключений Tele2. «Tele2 может лишиться своего главного дилера,- отмечает он.- Из-за этого продажи оператором новых контрактов могут сократиться на 15—20%".
Эксперты отмечают, что конфликт с Tele2 не первый случай, когда «Евросеть», используя тактику сокращения продаж, пытается оказать давление на операторов и поставщиков телефонов. Например, в 2002 году ритейлер разорвал отношения с Samsung после того, как не получил статус официального дилера южнокорейской компании. Помириться Samsung и «Евросети» удалось только в 2004 году. В августе этого года тактика «дестимуляции» была использована в отношении Nokia. В «Евросети» объяснили прекращение продвижения Nokia в своих салонах тем, что финская компания не поставляла ритейлеру свои последние модели, а также luxury-аппараты брэнда Vertu, принадлежащего финскому концерну. Вчера председатель совета директоров «Евросети» Евгений Чичваркин признал, что конфликт с Nokia далек от разрешения.
Конкуренты «Евросети» считают жесткость в отношении с партнерами визитной карточкой компании, сомневаясь при этом, что давление на крупных операторов и поставщиков оборудования эффективно. «Мы никогда не используем тактику искусственного снижения продаж, она малоперспективна,- считает директор департамента PR и внешних связей компании Dixis Татьяна Москалева.- Как показывает опыт, добиться уступок от крупных компаний таким способом крайне сложно».