Оборот компании «Евросеть» за первые три квартала вырос на 84% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 3,1 млрд долл. Однако совладельцу и управляющему компании Евгению Чичваркину «этого мало». Он говорит, что был бы доволен росту в 2,5 раза. «Добрать» часть оборота компания рассчитывает в СНГ. Туда же планируют устремиться вслед за «Евросетью» и конкуренты.
Эксперты считают, что рост оборота связан с увеличением цен на телефоны и расширением сети компании. |
По данным «Евросети», компания за три квартала продала более 8,1 млн сотовых телефонов. Это на 28% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Выручка «Евросети» немного не дотянула до удвоения — она увеличилась на 84%. «Мы не в восторге от результатов работы, нам этого мало — оборот должен расти в 2,5 раза, тогда мы будем довольны. Показатель прибыли мы назовем по итогам года, когда отчетность «Евросети» проверят аудиторы», — сказал Евгений Чичваркин РБК daily.
Эксперты считают, что рост оборота связан с увеличением цен на телефоны и расширением сети компании. «Телефоны подорожали по сравнению с прошлым годом на 35%. В этом году «Евросеть» заметно увеличила рыночную долю, это произошло во многом за счет покупки других сетей, и сейчас контролирует 34% рынка. Рост оборота также связан с диверсификацией бизнеса — помимо телефонов компания продает МР3-плееры, DECT-телефоны, билеты и другие непрофильные товары», — уверен ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
Сейчас «Евросеть» имеет самую большую розничную сеть — у нее 4442 салона, из которых 1331 открылся в этом году. Примерно тысяча салонов появилась в СНГ, также компания работает в Литве и Эстонии. Правда, пока 95% выручки «Евросеть» получает в России. «СНГ — это новый для нас рынок, поэтому, несмотря на то что там у нас уже тысяча салонов, на них во втором квартале пришлось всего 5% общей выручки. В СНГ пока не было рекламных акций, не все вендоры заключили прямой договор с нами, поэтому выручка на один магазин там пока очень слабенькая, да она и дальше будет меньше, чем в России, потому что там ниже доходы населения», — пояснил Евгений Чичваркин.
Конкуренты из Divizion считают, что «Евросеть» скромничает, говоря о своем бизнесе в СНГ. «Значительный вклад в почти удвоение продаж „Евросети“ внесла экспансия в СНГ: компания активно развивает сеть в сопредельных государствах, и уже 20% салонов находится за пределами России. Это и обеспечивает увеличение объема продаж в количественном и денежном выражении. Поэтому нельзя сравнивать темпы развития „Евросети“ и стагнирующего российского рынка мобильных телефонов», — полагает Очир Манджиков, руководитель пресс-службы группы компаний Divizion. По данным Divizion, в 2005 году в России было продано 31,5 млн телефонов, а в этом году объем рынка уменьшится на 12% — до 28 млн телефонов.
По мнению экспертов, бизнес всех российских сотовых ритейлеров развивается в одинаковом направлении. Все компании стремятся расширить ассортимент своих салонов и выйти на новые рынки. «Мы стараемся диверсифицировать структуру дохода, чтобы не зависеть от какого-то одного направления. Большие планы возлагаются на продажу цифровой техники — доход от ее продажи более высок, чем от продажи телефонов. Помимо этого все большую долю в доходах занимают услуги», — сказала директор по внешним связям Dixis Татьяна Москалева. А в Divizion не скрывают намерения вслед за «Евросетью» развивать розницу в СНГ со следующего года.