"Свой бизнес" № 6 Центр Предпринимательства "США-Россия"
Анализировать оперативные финансовые отчеты лучше каждую неделю. Тогда можно заметить на ранней стадии возникновение практически любой проблемы, и справиться с ней будет легче. Естественно, владельцы компаний – люди занятые. На изучение всех финансовых документов у них попросту нет времени. Но этого и не требуется.
Достаточно определить те показатели, которые наиболее важны для вашей компании, и поручить своим специлистам (бухгалтеру, экономисту, финансовому директору) еженедельно готовить соответствующие отчеты. Кроме того, очень важно регулярно анализировать несколько самых важных финансовых документов: отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках и балансовый отчет. Причем эти три отчета должны рассматриваться одновременно.
Отчет о движении денежных средств похож на выписку с вашего личного банковского счета. В нем отражается наличие денежных средств на начало периода, поступление денег, выплата денег и их остаток на конец периода. Чтобы остаток не был нулевым, нужно в начале каждого месяца или квартала планировать движение денежных средств. При этом необходимо моделировать три сценария развития ситуации: что будет в худшем случае (пессимистичный прогноз), в лучшем (оптимистичный), и каков наиболее реальный прогноз.
Если вы постоянно занимаетесь анализом и у вас есть информация за предшевствующий период, вы можете попытаться предсказать, какие суммы к вам поступят. Что будет при худшем варианте развития событий, когда поступление денег окажется минимальным? Сможете ли вы расплачиваться по кредиту? Если вы не уверены в этом, то покупку оборудования целесообразнее отложить и попытаться рассмотреть другие варианты, например, взять его в аренду или лизинг. Можно поступить и по-другому: задуматься над тем, как увеличить поступление денежных средств. Помимо первого, что приходит в голову – увеличить объемы продаж, – существует много других способов создания свободных денежных ресурсов. Во-первых, можно удлинить сроки, в течение которых осуществляются выплаты поставщикам. Если вы хороший клиент и у вас временные сложности с наличными, то вы можете заплатить кредиторам чуть позже, скажем, не через два месяца, а через 75 дней. Во-вторых, можно привлечь авансовые платежи от ваших клиентов. В-третьих, можно привлечь инвестиции у собственных сотрудников, предоставив им возможность получить вместо зарплаты акции компании. Если эти варианты неосуществимы, деньги приходится занимать. Но и в этом случае прогнозирование и планирование помогают решить проблему оптимальным путем. Самый плохой вариант – начинать искать заемные средства, когда ситуация становится критической. Целесообразнее брать в долг до возникновения финансовых проблем. Чем тщательнее вы составите свой финансовый план, чем раньше обратитесь к кредиторам, тем проще будет с ними договориться об условиях кредитования. Вам дадут деньги охотнее, и возможно, под максимально низкие проценты.
Балансовый отчет состоит из двух разделов: актива и пассива. В активе баланса показывается имущество компании, а в пассиве – источники, за счет которых имущество сформировано. Таких источников всего два: собственные и заемные средства, т. е. капитал и обязательства.
Из баланса видно:
– чем владеет бизнес (активы); – что он должен другим (обязательства);
– что остается на долю владельцев (капитал).
Основой финансовой устойчивости предприятия является структура источников его имущества. Оно может состоять из собственных и заемных средств. Ясно, что чем выше доля имущества, сформированного компанией за счет собственных средств, тем прочнее ее положение.
Важным показателем финансового состояния компании является ее платежеспособность, то есть способность выполнять свои краткосрочные обязательства. Компания считается ликвидной, если сумма оборотных активов покрывает сумму краткосрочных обязательств (тех, которые надо выплатить в течение года) или превышает их.
Существует два вида активов: текущие (оборотные) и долгосрочные (внеоборотные),
Текущие – это ликвидные в той или иной степени активы: деньги, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность, запасы.
Долгосрочные активы – это труднореализуемые объекты: здания, сооружения, оборудование, незавершенное строительство, другие долгосрочные активы. Обратить их в наличные деньги сложнее.
Поэтому если у компании становится слишком много долгосрочных активов, но мало текущих – она становится менее гибкой и малоликвидной. Важная статья бухгалтерского баланса, на которую нужно обязательно обращать внимание, – это размер материально-производственных запасов (МПЗ). Есть два признака, которые должны заставить вас насторожиться: если МПЗ постоянно растут, но при этом объем реализации продукции не увеличивается – значит, их количество чрезмерно. Если же запасы быстро сокращаются, а реализация возрастает, это означает одно из двух: либо у вас превосходно организован сбыт, либо запасов недостаточно.
Если компания привлекает средства инвесторов, то их прежде всего будут волновать такие показатели, как "прибыль на инвестированный капитал" и "фондоотдача". Поэтому необходимо следить за изменением этих показателей.
Прежде, чем приступать к тщательному анализу, необходимо выяснить, какие значения различных показателей являются оптимальными для данной отрасли. Такие данные можно найти в справочных изданиях зарубежных отраслевых ассоциаций.
Важное значение имеет сопоставление плановых и фактических показателей, которые выявляет практика. При этом следует учесть, что расхождения, выраженные в абсолютных величинах (в долларах или рублях), не дают возможности увидеть истинное положение дел. Их нужно рассматривать в процентном выражении. И оценивать ситуацию комплексно, учитывая одновременно ряд показателей. Только тогда можно заметить предупреждающие сигналы, позволяющие избежать финансового кризиса.
Таким образом, чем лучше организован анализ разнообразной информации о деятельности предприятия, чем лучше поставлен в ней управленческий учет, тем меньшие риски оно несет.
Статья получена: Клерк.Ру