А.И. Шипилов,
доктор психологических наук, профессор МОСУ
О.А. Шипилова,
психолог
Опубликовано в номере: Кадры предприятия №4 / 2002
Среди источников психологического анализа личности работника особое место занимают заявления и отчеты, жалобы и предложения, подготовленные в рукописном виде. По этим и другим документам руководитель, будь то кадровый работник или другой специалист по работе с персоналом, может сделать вывод не только об уровне грамотности работника, но и о его умении излагать свои мысли, передавать собственные чувства и состояние.
Графологи утверждают, что почерк способствует раскрытию индивидуальных особенностей человека.
Для того, чтобы читать человека, словно книгу, необходимо знать систему признаков почерка, каждый из которых соответствует определенному свойству характера испытуемого.
Давно замечено, что почерки так же заметно отличаются друг от друга, как и индивидуальная природа людей, как отпечатки их пальцев. Вспомним, как мы легко узнаем некоторые почерки: когда видим визу начальника на входящем документе или же когда получаем письмо от друга. По одной росписи или нескольким словам мы уже безошибочно определяем автора.
Конечно, возникает соблазн по почерку узнать всю внутреннюю природу человека. Однако сразу необходимо оговориться, что:
- во-первых, графология позволяет получить вероятностные выводы, а не стопроцентные утверждения;
- во-вторых, анализ почерка обеспечивает общую оценку психического склада человека, а не точные характеристики его отдельных свойств;
- в-третьих, считается, что графолог должен иметь хотя бы одну страницу текста и, еще лучше, если есть возможность изучить несколько текстов, написанных в различных ситуациях и в разное время.
Итак, для чего нужен анализ почерка? Наиболее часто кадровому работнику требуется по почерку определить основные черты характера и темперамента, а также способности и особенности психических состояний работника. Это позволяет более точно оценить его соответствие должности или роду деятельности.
Иногда знания графологии помогают в профессиональном самоопределении личности, выборе профессии или ее смене.
А вот анализ почерка вышестоящего руководителя дает возможность определить его психологические особенности и правильно выстроить взаимоотношения с ним.
Наконец, если вы внимательно проанализируете свой стиль письма и конструктивно оцените свой психический склад, это наверняка поможет вам более продуктивно налаживать межличностные отношения с ближайшим окружением.
Анализ почерка осуществляется последовательно. Прежде всего, для него необходим естественный почерк. Поэтому нежелательно использовать, например, текст диктанта или специально переписанный фрагмент из газеты или книги. Важно также получить подпись человека, так как она является источником дополнительной информации.
Можно провести анализ автобиографии, написанной ранее, например, несколько лет тому назад.
Если вы анализируете текст, состоящий из нескольких страниц, то более пристальное внимание следует обратить на последнюю страницу, так как к концу текста обычно автор не прилагает больших сознательных усилий по каллиграфическому представлению текста. Здесь его почерк более естественен.
Если почерк мелкий или буквы уложены очень плотно, то можно порекомендовать использовать увеличительное стекло, которое позволит зафиксировать мелкие, но важные детали почерка (черточки, закругления, соединения и т.п.).
При анализе почерка следует внимательно изучать каждую строчку, записывая обнаруженные повторения и характерные черты письма.
Важно помнить, что ни один признак в почерке не следует рассматривать как абсолютную догму. Ее необходимо сопоставлять с другими признаками, чтобы обнаружить подтверждение той или иной черты характера или наличие признаков противоречивости личности.
Итак, перейдем к оценке личности по элементам почерка.
1. Общая характеристика почерка
Ровный почерк говорит о силе воли, хладнокровии и спокойствии.
У эмоционально неустойчивых субъектов или лиц, злоупотребляющих алкоголем, наблюдается дрожащий почерк.
Маниакальные больные пишут размашисто, причем величина букв возрастает по мере письма.
У психически ненормальных больных письменная речь, так же как и устная, отрывочна и бессвязна. У них наблюдаются особые обороты, обилие уменьшительных слов, многословие, отсутствие или своеобразная расстановка знаков препинания.
Замечено, кто пишет буквы то грубо, то красиво, возможно и в жизни ведет себя неодинаково.
2. Наклон
Около 20-30 градусов вправо. Это наиболее часто встречающийся наклон почерка. Такого человека можно охарактеризовать как открыто выражающего чувства. В то же время его нельзя назвать импульсивной личностью. Для него все же свойственно умение контролировать свои эмоции в напряженных ситуациях. Такой человек обычно имеет хорошо развитые потребности в общении и одиночество его обычно тяготит.
Около 50-60 градусов вправо. Сильный наклон вправо свидетельствует о любвеобильной натуре и сильном стремлении к общению. Такой человек более вероятно будет стремиться выставить свои чувства напоказ, чем подавлять их внутри себя.
Человек с таким почерком более восприимчив к новым идеям и начинаниям и отличается большой жизненной энергией.
В то же время у таких людей более развиты собственнические настроения, они более любят лесть и восхищение их натурой.
Незначительный наклон влево. О таком человеке с большой долей вероятности можно утверждать, что для него характерно преобладание контроля разума над эмоциями. Этот человек более скрытен и старается рационально оценивать свои поступки.
Значительный наклон влево. Такой почерк часто свойственен для левшей. Здесь больший контроль за своими эмоциями. Скрытность, характерная для этого человека, может сочетаться с большой чувственностью, которая может быть открыта только самым близким людям. В стрессовых ситуациях такой человек может неожиданно для окружающих взорваться бурей эмоциональных проявлений.
Буквы ложатся преимущественно вертикально. Если почерк вертикальный, то это значит, что для личности характерен баланс рациональности и эмоциональности. Для такого человека свойственен анализ ситуации и взвешенное принятие решений.
Если при анализе почерка вы обнаружили периодические или бессистемные изменения наклона почерка, то это может свидетельствовать о низкой психологической устойчивости человека, о резкой смене его настроения. Вероятно непостоянство и придирчивость к мелочам.
Иногда периодическая смена наклона почерка может свидетельствовать о некоторой нерешительности данного человека.
3. Нажим письма
В современных условиях, когда появилось огромное разнообразие пишущих средств (авторучки (чернильные, шариковые, капельные, гелевые), карандаши, фломастеры и т.д.), бывает сложно провести диагностику нажима анализируемого письма. В то же время, если такая возможность все же есть, ее нельзя упускать. О чем же может сказать нажим почерка?
Сильный нажим с высокой вероятностью говорит об энергичности, настойчивости и неплохой работоспособности, стремлении всегда занимать чем-то себя, в том числе физическими занятиями. Это преимущественно общительный человек, он любит работу, связанную с человеческими контактами. Он стремится удовлетворить материальную сторону своей жизни. Неудачи же старается преодолеть, но не «зацикливается» на них.
Легкий, поверхностный нажим. Человек с таким почерком является тонкой и чувствительной натурой. Это в большей степени интроверт (человек, сконцентрированный на явлениях внутреннего мира). Критический ум и высокий самоконтроль позволяют ему справляться с задачами большой важности. Однако это требует от него удвоенной энергии и напряжения.
Средний нажим. Такой почерк встречается наиболее часто, и его обычно имеют амбиверты (люди, которые направлены на познание внешнего мира, но одновременно придающие большую значимость внутренним, личностным ценностям). Их легче понять и они более предсказуемы.
4. Сочетание нажима с другими характеристиками почерка
Легкий нажим с ровными буквами свидетельствует также о логическом уме и рациональном мышлении, высоком развитии моральных качеств, обязательности и дисциплинированности человека.
Легкий нажим и большие закругленные буквы свидетельствуют о некотором слабоволии человека, его неагрессивности, альтруизме и склонности к сотрудничеству.
Сильный нажим при написании заглавных букв или аббревиатуры в тексте может говорить об энергичности человека, его творческих или руководящих способностях.
5. Горизонтальное расположение строк
Строка до конца страницы сохраняет горизонтальное положение. Это уравновешенный человек, который не расстраивается от мелких неприятностей, будь-то на работе или в быту. Он тщательно обдумывает свои поступки и контролирует проявления своих эмоций.
Строка уходит вверх. Считается, что это свидетельство оптимизма. В карьерном отношении такой человек является целеустремленным. Адаптивность выше средней, как к физической, так и социальной среде. Когда строка сильно убегает вверх, то это может свидетельствовать о неоправданном оптимизме и нереальности притязаний.
Строка уходит вниз. Человек скептического плана. Возможно, для него просто характерна реальная оценка происходящих событий.
Строка неровная, уходящая то вверх, то вниз. Это человек с переменчивым настроением, с низкой адаптивностью, который не в полной мере может справиться с работой, требующей тщательного соблюдения установленных правил и устойчивого внимания.
6. Округлость букв
Ярко выраженная округлость букв может говорить о том, что человек с данным типом почерка расположен к сотрудничеству. Он не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Он более открыт для понимания. В то же время такие люди хуже справляются с деятельностью, которая требует агрессивных проявлений и настойчивости.
Угловатые буквы текста являются признаками того, что их автор предрасположен к состязательности и соперничеству. Такие люди более активны, независимы, обладают критичным умом и амбициозными притязаниями.
7. Расстояние между словами и строками
По мнению американского графолога Дороти Сары, плотное расположение слов свидетельствует о бережливости человека. С увеличением расстояния между словами усиливается тенденция к расточительству.
8. Величина оставляемых полей
Считается, что размер полей в рукописном тексте является дополнительным показателем, позволяющим определить степень расточительности человека.
Широкие поля со всех сторон листа говорят о хорошем вкусе и инстинктивной тяге к изысканным вещам. Если поля рационально окружают текст, то это свидетельство в пользу рассудительности.
Ровные узкие поля слева и справа могут говорить о том, что человек склонен к проявлению бережливости и разумной расчетливости.
Если же весь лист занят текстом, а полей нет или почти нет, то это показатель стремления человека выжать максимум из имеющихся возможностей.
9. Величина букв
Мелкие буквы. Такие буквы свидетельствуют о способности человека к концентрации по какому-то одному направлению в делах, мыслях, привязанностях. Это сдержанный, неагрессивный человек.
Если в мелком почерке заглавные буквы непропорционально велики по сравнению с прописными, это говорит о личной гордости и храбрости человека, то есть что у человека появились некоторые черты характера, непохожие на его обычную натуру.
Если же в таком почерке заглавные буквы слишком малы (относительно прописных), то человек не обладает достаточным мужеством, уверенностью, часто можно говорить о чрезмерной скромности, которая превращается в недостаток.
«Тесный» мелкий почерк, трудный для чтения говорит, что перед нами человек исключительно скрытный, любящий проводить время в одиночестве.
Крупные буквы. Для такого человека характерна экспансивность, в некоторых случаях агрессивность. Обычно такой почерк свидетельствует об отвращении к подчиненной роли (как в личной, так и в деловой жизни), показывает, что человек любит настаивать на своем. Этот человек стремится к общительности, поэтому ему подходит работа, которая связана с межличностными контактами.
Если заглавные буквы при крупном почерке изящные, не похожие на другие, это означает, что личность способна повелевать и привлекать к себе других людей. Такие люди склонны к романтике.
Буквы среднего размера. Буквы среднего размера характерны для многих почерков, поэтому средний размер букв не может служить самостоятельным показателем для графолога, и его надо сопоставлять с другими признаками.
10. Написание буквы «Ё»
Даже точки над буквой «ё» имеют значение при анализе почерка.
Волнистые линии, полукружья, полумесяцы и т.п. Такое написание буквы «ё» свидетельствует о чувстве юмора. Чем необычайнее точки над буквой, тем оно острее выражено у человека.
Небольшие точки прямо над буквой. Серьезный человек. Чем более тщательнее и ровнее поставлены точки, тем осмотрительнее человек.
Точки, парящие над буквой. Такой вариант свидетельствует о живом воображении, человек любит новые идеи, развлечения.
Если вы можете обнаружить самые различные написания буквы «ё», то вы имеете дело с человеком, который позволяет своему воображению опробовать самые различные идеи. Такому человеку быстро надоест однообразная работа.
11. Наличие штрихов
Начальный штрих. Вместо того, чтобы начать писать саму букву, человек ведет линию у основания строки (или ниже), затем — вверх к букве. Это признак традиционного ума, который мешает ему принять новые идеи, взяться за новую проблему; такой человек предпочитает постепенно двигаться к нововведениям.
Начальный штрих отсутствует. Человек готов принять новые идеи на вооружение.
Отсутствие начальных и заключительных штрихов. Решительный разрыв с традиционностью. Если это сочетается с буквами, написанными четко, это говорит о способности к творческому мышлению и труду.
Длинный заключительный штрих после завершения буквы. Склонность к традиционности, самоуверенности. Следует заметить, что эти штрихи не являются веским доводом.
Тяжелый, тупой заключительный штрих. Показатель властного характера, сложившегося круга идей, которых человек твердо придерживается.
12. Использование печатных букв вместо письменных
Это означает движение к новым взглядам. Если человек меняет стиль почерка, начинает писать печатными буквами, он находится в состоянии перехода от традиционных к современным идеям.
13. Наличие петель
«Петли» имеются в буквах «в», «д», «з», «у», «ц», «щ».
Нижние петли устранены. У такого человека независимое мышление, он предпочитает искать для всего простое объяснение, не терпит фальши, ценит людей за их достижения. Такой человек проявляет изобретательность в новом деле и умеет приспособиться к изменившейся ситуации.
Нижняя узкая петля. Это признак осторожного мышления, устремления к духовным целям. Признак любви к семейному очагу, желания держаться своего узкого круга родных.
Нижняя длинная широкая петля. Устремления, направленные на удовлетворение материальных потребностей и эмоций. Человек любит, чтобы его замечали.
Непропорционально большая нижняя петля. Не любит быть привязанным к делу. Чем длиннее и шире петля, тем общительнее человек, стремиться к разнообразию и удовольствию.
Непропорционально маленькая верхняя и нижняя петля. Человек не решается вступить на путь независимости, при необходимости может ограничиться самым малым.
14. Разрывы между буквами
Между буквами почти в каждом слове есть разрывы. Такой человек склонен полагаться на интуицию; у него хорошо развито «чутье». Этот признак необходимо соотнести с другими.
Буквы соединяются без отрыва ручки в процессе написания слов. Признак логического ума. Такой человек ничего не принимает на веру и старается избегать неожиданностей.
15. Размер букв на протяжении письма
Слово начинается с больших букв, которые превращаются в маленькие. Такое уменьшение букв встречается у людей, которые занимают положение, требующее особого внимания к соблюдению такта и хранению тайн.
Слово начинается с маленьких букв, которые превращаются в большие (или конец слова превращается в прямую или волнистую линию). Так пишут люди, не умеющие хранить секреты.
«Открытые» (как бы незаконченные) буквы «а», «в», «д», «о», «ф», «я». Чем более открыты буквы, тем более общителен человек. «Закрытые» буквы свидетельствуют о сдержанности человека.
16. Написание буквы «Я»
Раздутая петля. Прослеживается желание привлечь внимание. Обычно это общительный человек
Маленькая «Я». Такой человек удовлетворен осторожным продвижением по жизни. Остается преданным тем, кого выбрал. Простое «Я» говорит о том, что человек прочно держится за свои принятые идеи.
Буква «Я» слишком мала по сравнению с другими буквами. Буква может быть наклонена назад. Это явный признак самоуничижения. Не следует взваливать чересчур большую ответственность на плечи такого человека, потому что будет слишком этим напуган и взволнован.
Высокое «Я» без украшений с узкой петлей. Это может быть проявлением гордости, здесь нет признака тщеславия. Такой человек гордится своим домом или, может быть, семьей.
Печатное «Я». Человек желает получить одобрение за хорошо выполненную работу, у него творческий характер, развита изобретательность.
17. Подпись человека
Подпись — это зеркало души человека или иллюзия для окружающих? И еще. Часто говорят, что в подписи кристаллизуются все сильные или слабые стороны человеческой натуры. Правда ли это?
Конечно, в значительной степени тот образ, который человек создает для окружающих, выражается в его подписи. Для анализа лучше использовать подпись, проставленную на неразлинованной бумаге.
За годы жизни у человека вырабатывается, как правило, несколько подписей: одна из них — его естественная подпись, которая используется при частной переписке, вторая — для визирования деловых бумаг. В том случае, когда человек использует только один тип подписи, можно говорить о природной естественности его поведения.
Наклон в подписи, отличающийся от наклона в остальном тексте, свидетельствует о различиях между внутренним миром человека и его внешним обликом. Подпись, сделанная с наклоном назад, означает, что интеллект контролирует эмоции. Если человек пишет с наклоном назад, а подпись с наклоном вправо, человеку свойственна рассудительность, голова всецело управляет его сердцем, однако он дружелюбен и чувствителен.
Если в мелком почерке с простыми буквами мы имеем подпись с крупными буквами, то человек пытается изображать наличие широкой натуры, которой он на самом деле не обладает. При слишком вычурных буквах в подписи можно говорить, что человек стремиться создать обманчивое впечатление о себе как о гордеце.
Наличие точки за подписью — признак упрямства, иногда — повышенной настороженности. Если точка жирная, то она может быть знаком вызова. Также о вызове свидетельствует тяжелая черта под подписью.
Длинная прямая черта под подписью также имеет значение при анализе. Черта, сделанная с легким нажимом свидетельствует о собственническом, напористом характере, о том, что стремления связаны с идеальными целями. Сильный нажим говорит нам о стремлениях к материальным целям и признанию.
Если вам встретились две вертикальные черточки, проведенные на черте под подписью в центре прочерка, они могут быть признаком хорошего делового чутья.
Изящная линия является показателем романтизма, такой человек любит утонченную жизнь, легко поддается лести.
Чем больше угловатости в прочерке, тем больше проявляется решительность, сила характера, амбициозность человека.
Прочерк, который является продолжением последней буквы, часто говорит об упорстве человека, его умении постоять за себя.
В заключение необходимо немножко сказать об ограниченных возможностях графологии.
Первое. Бывают случаи, когда очень трудно узнать пол человека, написавшего текст. Например, автором крупного размашистого почерка может быть как мужчина, так и женщина, обладающая сильной и цельной натурой. В то же время, мелким убористым почерком может отличаться как женщина, так и чувствительный, сентиментальный мужчина.
Второе. По почерку очень сложно бывает определить возраст написавшего текст. Легче определить детский или старческий почерк. Что касается среднего возраста написавшего, то здесь в определении точного возраста могут быть допущены очень значительные ошибки.
Третье. По почерку почти невозможно определить социальное или семейное положение человека: находится он в браке или нет, количество детей, конкретную профессию, уровень заработка и т.п. Здесь мы не говорим об уровне образования или интеллектуального развития, которые могут быть раскрыты с помощью анализа рукописного текста.
Четвертое. Анализ почерка не позволяет отгадывать или предсказывать судьбу человека. К сожалению, еще есть псевдоспециалисты, которые за значительное вознаграждение берутся предсказывать будущее по почерку. Естественно, что это никакого отношения к научному анализу не имеет. Графолог может рассказать о сильных и слабых сторонах личности. Может посоветовать, на что обратить внимание в будущем. Будет это учтено или нет — дело самого человека.
Пятое. Обычно анализ почерка не дает возможности выявить физический изъян, если он не отражается на умственных способностях или психическом состоянии человека.
Отсюда вывод: не стремитесь узнать по почерку все и обо всем. Достаточно того, что анализ почерка предоставляет вам неплохую возможность получить общее представление о человеке.
Статья получена: Клерк.Ру