Почему одни компании покупают хороших сотрудников дешево, а другие — плохих и дорого? Причина — в брэнде работодателя. «Секрет фирмы» провел исследование, чтобы представить наиболее известные «антибрэнды» на российском кадровом рынке.
Наиболее продвинутые компании чувствуют себя товаром, который должен понравиться покупателю (потенциальным сотрудникам). |
Сила брэнда
«Такого скотского отношения к сотрудникам я не видел еще нигде.
Работаешь на износ 12 часов, зарплата невысокая, а обед всего 40 минут». «Коллеги! Если вы целеустремленны и честны по природе своей, хотите строить успешную карьеру, но не готовы к хамству и тотальному неуважению, тогда компания ХХХ не для вас. Это красивая ширма, за которой скрывается отвратительное нутро».
Познакомившись с подобными рекомендациями о компании, ни один нормальный человек не пойдет в нее работать. Даже если сделать поправку на эмоциональность и субъективизм авторов этих оценок, нельзя не признать — большинство российских работодателей далеки от идеала.
Имидж работодателя на рынке труда оказывает непосредственное влияние на экономику компании. Ведь он напрямую связан с финансовыми затратами на привлечение и удержание лучших людей. Правила игры сегодня диктуют соискатели: дефицит специалистов приводит к тому, что лучшие кадры отказываются работать в компаниях с негативным имиджем, либо работодателю приходится переплачивать. «Чтобы переманить дефицитного специалиста в компанию с менее известным брэндом или с плохой репутацией на рынке труда, человеку придется предложить в среднем на 20% больше его нынешнего компенсационного пакета, а для топ-менеджеров — больше на 20—50%, иногда и на 100%",- говорит директор по маркетингу RosExpert Executive Search Ирина Пашинкина.
Наиболее продвинутые компании чувствуют себя товаром, который должен понравиться покупателю (потенциальным сотрудникам). Для этого они предпринимают серьезные маркетинговые усилия (см. СФ № 17/2006). Но, к сожалению, подобных компаний в нашей стране не так уж много — на кадровом рынке стало появляться все больше «антибрэндов». «На наш взгляд, их появление — новый виток в рыночных отношениях,- рассуждает председатель Национального союза кадровиков Софья Данилкина.- Он свидетельствует о том, что работники сегодня способны всесторонне оценить работодателя — уровень менеджмента, социальный пакет, возможность развития своего профессионального потенциала и так далее».
«Секрет фирмы» решил разобраться в причинах, по которым компании вынуждены жить с клеймом «работодателя-мучителя», и выявить тех, кто заработал неблаговидную репутацию на рынке труда. Наше исследование состояло из нескольких этапов. Вначале совместно с Национальным союзом кадровиков мы провели опрос HR-менеджеров и получили 490 анкет. Кроме того, СФ задал те же самые вопросы ведущим рекрутинговым фирмам. Затем интернет-ресурс Superjob.ru по заказу СФ провел опрос среди 3000 своих посетителей. Всего наши респонденты назвали более 80 компаний, которые, на их взгляд, пользуются негативной репутацией на рынке труда. Примечательно, что многие из компаний-антибрэндов занимают лидирующие позиции на своих рынках.
Изучив мнение респондентов, мы решили проверить, кто из названных ими компаний «засветился» еще и в так называемых черных списках на сайтах, где сотрудники делятся своим мнением о нынешних и бывших работодателях (например, Rabota.ru, Blackjob.ru, Jobfair.ru и др.). В результате мы определили ключевые признаки работодателей с нехорошей репутацией и представляем десять наиболее известных компаний-антибрэндов.
Минус зарплата, минус доверие
Пожалуй, нет ничего удивительного в том, что все наши респонденты (кадровики и соискатели) в качестве первого признака антибрэнда назвали материальные факторы: явный и ничем не мотивированный разрыв в зарплате с другими компаниями воспринимается однозначно негативно. Именно из-за низких зарплат, а также перебоев с их выплатой многие компании попали в антибрэнды. Кстати, «черная» зарплата волнует людей в меньшей степени: главное, чтобы устраивал ее размер. Кроме того, кадровики и соискатели отмечали плохие условия труда некоторых антибрэндов — холодное помещение, недостаточная оснащенность компьютерной техникой, телефонными линиями и т. п.
Но даже если компания с неоднозначной репутацией готова платить специалисту выше его рыночной цены, далеко не все на это согласятся. Потому что есть еще один фактор, психологический — тяжелая внутренняя атмосфера. По сути, большинство антибрэндов являются «компаниями-тюрьмами», пропитанными казарменным духом. Их отличительная черта — неограниченная власть руководителей, огромное количество штрафов и т. д. (см. СФ № 15/2006). «В основном у руля таких компаний стоят собственники, а они не всегда являются демократичными менеджерами,- объясняет Ирина Пашинкина.- В свое время им приходилось бороться за выживание, и они до сих пор предпочитают приказные методы управления». Среди наиболее ярких представителей такого рода компаний называют МВ, корпорацию CBOSS, группу компаний «Ист Лайн» и другие.
Впрочем, мнения респондентов о чрезмерных тяготах внутрифирменных порядков не всегда бывают объективны. Так, по словам директора по персоналу компании Ozon Евгении Варламовой, далеко не все российские специалисты в полной мере привыкли к дисциплине и ответственности. Поэтому даже дресс-код и элементарное требование сдавать работу точно в срок они могут воспринимать как чрезмерное давление и насилие над личностью.
С внутренней атмосферой тесно связан другой признак антибрэнда — неэффективная структура управления или, говоря простым языком, управленческий бардак. Обычно это высокая ответственность при минимальных полномочиях сотрудника, отсутствие внятной политики работы с персоналом, непоследовательность в принятии решений. «Это когда все делают все»,- описал такую ситуацию один из респондентов.
Любопытно, что в кадровые антибрэнды попало много компаний, которые славятся своими проблемами с качеством обслуживания потребителя. Возможно, здесь срабатывает эффект генерализации — неоднозначная репутация среди клиентов или покупателей, вызванная некачественным обслуживанием, бросает тень и на имидж компании как работодателя.
Кстати, в рейтинге непопулярных работодателей уверенно лидируют ритейлеры (некоторые крупные торговые сети и розничные банки). «В народе такие компании называют „соковыжималками“,- отмечает один из менеджеров по персоналу.- Их принцип работы с персоналом — постараться получить от людей максимум, при этом дать минимум. В таких компаниях работают в среднем год».
Наконец, мы выделили особую группу признаков антибрэндов, которые можно условно назвать ментальными, то есть основанными на личных убеждениях и распространенных стереотипах. Во-первых, это неприятие продукта. Как выразился один соискатель, «я не смог бы работать в компании, осознавая, что принимаю участие в изготовлении — применении, продаже и проч.- некачественной продукции. Я должен быть уверен: то, что я делаю, по меньшей мере красиво или полезно». Некоторые соискатели сознательно избегают табачные и алкогольные компании, игровые клубы. Или, скажем, McDonald’s, продукцию которого воспринимают как вредную (хотя эту компанию не любят и по другим причинам).
Во-вторых, речь идет о неприятии корпоративной культуры. Например, многие соискатели ни за что не хотели бы работать в корейских, японских, индийских и других восточных компаниях. Отчасти их отпугивает излишняя любовь азиатов к труду, граничащая с нарушением Трудового кодекса. «Ситуация, когда тебя просят задержаться на два-три часа или выйти на работу в субботу без оплаты сверхурочных, считается нормой»,- пишет на одном из форумов бывший сотрудник корейской компании. Кроме того, в восточных компаниях невозможен стремительный карьерный рост. «Как бы ты ни старался, какие бы результаты ни показывал, повышать тебя будут строго по графику,- жалуется сотрудник японской фирмы.- Причем ключевые должности все равно останутся за иностранцами».
Шаг в будущее
Как выразился один из руководителей, «даже в самых мерзких компаниях могут работать достойные люди». Так что специалистам, которым довелось поработать на непопулярных работодателей, не стоит особо волноваться. У большинства HR-менеджеров нет предубеждений против человека, поработавшего в компании-антибрэнде — лишь бы он был профессионалом. Более того, в ряде случаев эти компании считаются хорошей школой жизни. «Я бы в „Евросети“ больше никогда не хотел работать. Но кандидатов оттуда охотно принимаю на работу»,- сказал один из респондентов.
Но иногда большой стаж работы соискателя в компаниях-антибрэндах может насторожить нового работодателя. «Если человек проработал в такой обстановке много лет, значит, он со всем мирился, а такие безвольные и со всем согласные люди нам не нужны»,- поделился взглядом на проблему один из кадровиков. «Для меня это сигнал, что человек разделяет эту корпоративную культуру. Либо уровень кандидата настолько низкий, что он не может претендовать на работу в нормальной организации. А если человек проработал, например, три месяца, значит, он просто совершил ошибку, предварительно не собрав информацию об этой компании»,- говорит представитель рекрутинговой фирмы.
Так или иначе, негативная репутация сотрудника — вещь поправимая. Сложнее с неблагоприятным имиджем работодателя. Даже если компания осознает проблемы и серьезно работает над собой, результат появится через несколько лет — не раньше. Пусть в иных компаниях штрафы и наказания уже перестали быть единственным средством повышения трудовой дисциплины, но память о прежних временах жива, поэтому потенциальные соискатели таких работодателей предпочитают обходить стороной.