Избавиться от низких стандартов качества советской эпохи трудно. Но российские производители наконец-то начали конкурировать с импортерами
Сначала появились холодильники. Потом продукты питания. За ними идут телевизоры. Скоро могут появиться и автомобили.
Все больше российских предприятий производят товар, который люди хотят купить. Их продукция дешевле товаров иностранных конкурентов, а порой не уступает им по качеству.
Ситуация резко изменилась. Шесть лет назад никто, в том числе и сами российские предприятия, не думал, что они способны производить хорошие потребительские товары. Российские автомобили легко могли довести до слез, но не были способны довезти до места назначения. Российские телевизоры являются основной причиной пожаров, уступая лишь курению в постели.
Первым реальным доказательством того, что российские компании могут, если постараются, стали холодильники Стинол . Компания Стинол , входившая в то время в состав гигантского Новолипецкого металлургического комбината, купила производственную линию у итальянского производителя бытовой электротехники Merloni в 1989 г., когда Запад еще выдавал России кредиты. Производство началось в 1993 г.
Покойный Александр Фрудкин, руководивший Стинолом до 1996 г., смог сохранить компанию во времена развала экономической системы. Он понимал значимость брэнда . Он догадался, что для того, чтобы люди покупали товар, его надо рекламировать и - по российским стандартам - щедро тратил средства на рекламу.
В прошлом году Merloni отплатила щедрую дань временам руководства Фрудкина, согласившись купить у Новолипецского комбината завод и начав производить собственные Стинолы .
Поворотным пунктом для многих производителей стал финансовый кризис августа 1998 г. Рубль обесценился в четыре раза, импортные товары были вытеснены из России, производственные издержки сократились.
Если считать в долларе, то объемы продаж российских потребительских товаров сократились, но многие компании увеличили объемы производства и доли на рынке. Wimm-Bill-Dann , российский лидер в производстве молочных продуктов и соков сообщил, что в 1999 г. объемы продаж составили $402 млн., снизившись по сравнению с $468 млн. 1998 г. Однако эти цифры скрывают пятидесятипроцентный рост объемов торговли.
До кризиса россияне покупали импортные телевизоры Sony , Panasonic , Samsung и Philips . Российские предприятия, выпускавшие телевизоры, практически остановились. В 1990 г. было выпущено около 4,5 млн. телевизоров. В 1997 г. - где-то 100 000.
Однако последние три года российские телевизоры возвращаются. Дело не только в благоприятной экономической ситуации, но в новом отношении к заводам их новых владельцев.
В 1997 г. частные инвесторы купили московский завод Рубин , производивший самые лучшие советские телевизоры. Рубин был близок к банкротству. Новая команда расплатилась с долгами, сократила штат и оказалась перед следующими возможностями: производственное предприятие, с которым надо срочно что-то делать, а случае неудачи - несколько акров первоклассной недвижимости на западе Москвы.
Инвесторы использовали обе возможности. Купив завод, они приобрели электромеханический завод под Воронежем, пытавшийся выпускать видеомагнитофоны. Они перевели это предприятие на телевизоры и перевезли на него производственную линию Рубина , сохранив офисы руководства и конструкторские отделы в Москве. Освободившееся пространство было превращено в торговый центр.
По словам заместителя генерального директора компании Алексей Милавского, в 1997 г. Рубин не выпустил почти ничего, а это год собирается произвести 400 000 телевизоров. В следующем году планируется выпустить как минимум 625 000.
Рубины продаются потому, что они дешевле продукции иностранных конкурентов. Но скидка не очень велика, поскольку 80% компонентов приходится покупать за границей. В результате в магазинах Рубины стоят всего на 15% дешевле иностранных телевизоров. А это значит, что покупатели должны знать, что приобретают товар сравнимого качества.
К удивлению тех, кто когда-либо видел, а тем более пользовался, советскими телевизорами, новые Рубины выглядят вполне пристойно. В этом году в российских магазинах появилась серебряная модель с плоским экраном. Богатые россияне не перестанут покупать настенные плазменные экраны, но семьи, неспособные накопить на средненький Сони , такие Рубины вполне устроят.
Рубин и другие российские производители телевизоров ломают голову над вопросом, сможет ли развиваться российское производство комплектующих. Если бы они могли покупать больше российских компонентов по низким российским ценам, их конкурентоспособность была бы в безопасности. В противном случае они полностью зависят от государственной защиты тарифов. Милавский считает, что правительство могло бы помочь, предоставив гарантии по кредитам, на которые можно было бы построить завод, выпускающий высококачественные кинескопы.
Желание подсоединиться к цепи поставок дешевых российских запчастей двигало General Motors , создавшей необычное совместное предприятие с крупнейшим российским автомобилестроителем АвтоВАЗом . Компании хочет совершить еще один прорыв на потребительском рынке: выпускать хорошую российскую машину.
Третьим партнером стал Европейский банк реконструкции и развития. Новое СП планирует вложить $333 в строительство завода, на котором будет выпускать внедорожник, разработанный АвтоВАЗом - Нива-2123 . Он будет называться Шеви Нива . Планируется начать с 75 000 машин в год. Почти половина пойдет на экспорт.
Совместное предприятие будет производить, по сути, российский автомобиль, поэтому запчасти можно будет закупать у АвтоВАЗа и через него по российским ценам. В других странах GM выпускает свои собственные автомобили.
Российские производители не могут воспринимать такое положение дел как само собой разумеющееся. Они опасаются, что благоприятные экономические условия, позволившие им совершить этот прорыв, могут измениться.
В 1998 г. обесценилась российская валюта, но высокие темпы инфляции способствуют повышению реального курса рубля. Доходный нефтяной экспорт приносит в страну большое количество иностранной валюты. По мнению аналитиков, к настоящему времени российские компании лишились половины преимуществ, появившихся у них в 1998 г.
Однако правительство наконец начало принимать меры, чтобы облегчить жизнь маленьким компаниям. Упрощена налоговая система, снижены ставки. В следующем году корпоративный налог на прибыль снизится с 35 до 24%. В настоящее время на рассмотрении в парламенте находится законопроект, сокращающий количество видов деятельности, требующих получения специальной лицензии правительства, с 340 до 104.
Но самое главное - между производителями и потребителями начинают складывать правильные отношения. Потребители начинают понимать, что российские производители могут обеспечить их высоким качеством. Российские производители начинают понимать, что когда они выпускают качественный товары, потребители их покупают.
Возможно, еще не скоро сбудется мечта Милавского завоевать рынки Западной Европы своими телевизорами. Но в 1997 г. казалось невероятным, что ему удастся отвоевать хотя бы один российский рынок.
Статья получена: InoPressa.ru