Валерий Окулов, генеральный директор "Аэрофлота", заявил, что российская государственная авиакомпания не исключает возможности привлечения третьей стороны. Это прозвучало день спустя после того, как стало известно, что "Аэрофлот" в последнюю минуту включился в конкурс по покупке Alitalia в консорциуме с UniCredit, крупнейшим по капитализации банком Италии.
Признаком потенциальных политических сложностей, сопряженных с установлением контроля над Alitalia компанией, на 51% принадлежащей российскому государству, стал телефонный звонок итальянского премьер-министра Романо Проди российскому президенту Владимиру Путину с целью обсудить, как сообщили российские чиновники, участие "Аэрофлота" в конкурсе.
Тем временем крупнейший негосударственный акционер "Аэрофлота" Александр Лебедев его Национальная резервная корпорация владеет 30% акций компании заявил, что с ним и его директорами не проконсультировались по поводу возможной сделки.
"Честно говоря, я разочарован тем, как все это осуществили, не говоря уже о том, разумно это или нет, отметил Лебедев в беседе с Financial Times. Создается впечатление, что это в значительной степени политически мотивировано".
Люди, близкие к "Аэрофлоту", сообщили, что идут дискуссии с теми, кто потенциально может стать третьим партнером по участию в покупке Alitalia, а один источник, знакомый с ситуацией, заявил, что "логичным" выбором была бы Air France-KLM.
"Аэрофлот", Air France-KLM и Alitalia входят в международный альянс SkyTeam, и франко-голландская и итальянская авиакомпании связаны небольшим перекрестным участием в акционером капитале друг друга.
"Аэрофлот", будучи партнером SkyTeam, может открыть свой консорциум для Air France", заявил Дэвид Яраш, профессор университета Боккони в Милане. Такое развитие событий может смягчить политическую оппозицию в Риме участию "Аэрофлота".
Однако вчера итальянские политики воздержались от негативной оценки заинтересованности "Аэрофлота" в Alitalia, указав лишь, что важно изучить бизнес-план российской авиакомпании по повышению доходности Alitalia.
В последние три месяца Air France-KLM проявляла осторожность с тем, чтобы не распалять слухи о возможном присоединении к приобретению Alitalia. История убыточности Alitalia и сложные трудовые отношения были главными факторами, в прошлом удерживавшими Air France от заявок на покупку авиакомпании.
По словам Яраша, если Air France присоединится к консорциуму "Аэрофлота", то, вероятно, захочет сохранить за собой право сделать более выгодное прямое предложение Alitalia в том случае, если усилия итальянского правительства по продаже авиакомпании не увенчаются успехом.
Если сделка с участием "Аэрофлота" будет заблокирована по политическим причинам, это может привести к укреплению в Москве мнения, что западные страны несправедливо дискриминируют Россию.
Вчера замминистра иностранных дел России Андрей Денисов заявил, что ему хотелось бы, чтобы подобные сделки получили большее распространение и не оставляли политического послевкусия.
Некоторые московские аналитики вчера даже задумались о том, стоит ли российской авиакомпании вообще рисковать своей окупаемостью, беря на себя бремя Alitalia. Немецкая UFG сообщила, что в 1998 году компания оправилась от убытков в 211 млн долларов, в 2000 году стала безубыточной, а в 2005 году получила 184 млн долларов чистого дохода.
Бывшая советская компания-монополист, некогда крупнейшая в мире, распалась после краха СССР на "Аэрофлот", осуществляющий международные рейсы, и 500 независимых региональных авиакомпаний. "Аэрофлот" начал восстанавливать внутренние маршруты в конце 1990-х на фоне консолидации "бэбифлотов" новосозданных частных компаний.
Бывший человек из КГБ имеет тесные связи с Владимиром Путиным
Почти все государственные предприятия России возглавляются сегодня министрами или высокопоставленными кремлевскими чиновниками, близкими к президенту Владимиру Путину. Однако председатель "Аэрофлота" Виктор Иванов ближе к Путину, чем большинство других.
Иванов замглавы президентской администрации и бывший офицер КГБ, который знаком с Путиным по Санкт-Петербургу, где президент начинал карьеру в органах, а позднее, в 1990-х, работал в городской администрации. Иванова считают ведущим членом клана "силовиков" в Кремле бывших сотрудников служб безопасности и вооруженных сил, и человеком, близким к Игорю Сечину, другому заместителю главы администрации и председателю "Роснефти", государственной нефтяной компании.
Помимо "Аэрофлота" Иванов возглавляет "Алмаз-Антей" фирму, поставляющую оборонные системы в 50 стран мира и являющуюся одним из крупнейших элементов военно-промышленного комплекса России.
Кремлевские чиновники, однако, принижают влияние связанных с Кремлем председателей, отмечая, что они лишь возглавляют наблюдательные советы и не принимают участия в повседневной работе. Люди, знакомые с Путиным, отмечают, что это в его духе награждать людей, которых он знает и которым доверяет, высокими постами.
Статья получена: InoPressa.ru