Настал судный день для индустрии мобильных телефонов. Все три ведущих производителя мобильных телефонов сообщают о доходах за четвертый квартал. Скоро мы узнаем, начала ли индустрия выбираться из пропасти, в которую летела в течение последнего года.
Рынок с большим нетерпением ждет краткосрочных прогнозов, которые на этой неделе предложат "Motorola Inc.", "Nokia Corp." и "Telefon AB L.M. Ericsson".
Долгосрочные инвесторы больше интересуются информацией о продажах последних моделей телефонов с подключением к интернет. В последнее время вся "мобильная" промышленность, от производителей микрочипов до операторов мобильной связи, развивалась, исходя из того предположения, что потребители будут пользоваться мобильными телефонами для того, чтобы смотреть веб-страницы и различные картинки и даже покупать товары в сети.
До недавнего времени низкая скорость связи, маленькие экраны и сложные клавиатуры гарантировали, что беспроводной интернет потерпит неудачу во всем мире, за исключением Японии. Но сейчас в продаже появились телефоны, обеспечивающие быстрый доступ к сокращенной версии интернета - GPRS (general packet radio services).
Решающий фактор
Аналитики говорят, что GPRS - ключ к будущему всей беспроводной цепи, и что высокий спрос значительно повысит котировки акций компаний сектора. "От GPRS зависит будет сектор расти или не будет, - говорит Виктория Грэндер, лондонский аналитик "Merrill Lynch". Наибольшее значение эта технология имеет для производителей телефонов, которые надеются, что GPRS заставят потребителей перенасыщенного рынка модернизировать свои телефоны. Есть модернизации не будет, бум конца девяностых уже не вернется.
После долгих проволочек "глюки" в GPRS были устранены и компании всерьез взялись за маркетинг. В начале ноября крупнейший мировой оператор "Vodafone Group PLC" сообщил, что у него 50 000 подписчиков на GPRS на территории Европы, и что он ожидает, что количество покупателей новой технологии возрастет после того, как появится большое разнообразие телефонов GPRS. Большинство крупнейших производителей телефонов в конце месяца уже имели большое количество моделей телефонов GPRS. Результаты текущей недели - первая возможность оценить то, как идут продажи. "Nokia", которая обнародует данные о доходах в четверг, в октябре заявила, что, по ее оценкам, в 2001 г. во всем мире будет продано 10 млн. телефонов GPRS.
Данные за один квартал нельзя считать решающим свидетельством того, станут или не станут GPRS хитом, но они покажут, есть ли у потребителей хоть какой-то аппетит к беспроводному интернету.
Обычно "Nokia", занимающая почти 35% рынка, стоит в авангарде новых тенденций в индустрии мобильных телефонов. Однако "Motorola" и "Ericsson" начали производить телефоны GPRS раньше. "Nokia" начала поставлять телефоны GPRS в конце третьего квартала, и данные по ее объемам продаж за четвертый квартал будут характеризовать спрос не столько со стороны потребителей, сколько со стороны операторов мобильной телефонной связи. "Motorola" в большом количестве поставляет телефоны GPRS уже в течение полугода. В октябре "Motorola" сообщила, что уже поставила 1,5 млн. аппаратов GPRS и имеет невыполненные заказы на 2,4 млн. телефонов. Данные за четвертый квартал и прогнозы на первый квартал покажут аналитикам, сколько GPRS до сих пор лежит в магазинах.
Деталь общей картины
Эти цифры очень важны, но дело не только в них. Технология GPRS повышает цену телефона. Если цены телефонов в целом падают, можно сделать вывод, что производители понижают цену GPRS, чтобы поскорее их продать. Если цены сократятся резко, некоторые потребители могут купить телефон GPRS, потому что им нравятся другие новые возможности. Есть свидетельства того, что некоторые потребители покупают телефоны GPRS, но не подписываются на услуги GPRS.
"Motorola", которая сообщит о доходах во вторник, лидирует на рынке, и поэтому эта компания заинтересована в том, чтобы упомянуть о новых технологиях. Если американская компания не будет много рассказывать о GPRS, значит новые телефоны получили холодный прием.
С "Ericsson" ситуация не так очевидна. 1 октября компания объединила свои операции по производству мобильных телефонов с "Sony Corp.", в результате чего могли возникнуть некоторые проблемы с транспортом и хранением. "Sony Ericsson Mobile Communications" уже сообщила, что в четвертом квартале с большим трудом удовлетворяла спрос на новые телефоны GPRS с цветным экраном, но пока непонятно, из-за чего возник дефицит - из-за скромных объемов производства или из-за неожиданно высокого спроса. Более того возможно, что эти телефоны пользуются популярностью благодаря цветному экрану, а не GPRS.
Пока еще объем новых услуг, для которых необходима высокая скорость передачи информации GPRS и способность телефонов постоянно оставаться в сети, весьма невелик. Это позволяет аналитикам предполагать, что GPRS еще не завладели умами потребителей.
Эти подозрения укрепятся, если в пятницу "Ericsson" представит неблагоприятный прогноз для своего подразделения "Mobile Systems", занимающимся ключевым бизнесом компании, созданием сетей для операторов. Если операторы поняли, что услуги GPRS - занимающие намного больший объем мощности сетей, чем обычная голосовая связь - пользуются спросом, они должны покупать новое сетевое оборудование, чтобы поддерживать высокое качество услуг. Если спрос на GPRS низок, они скорее всего не будут торопиться вкладывать средства в сети.
Статья получена: InoPressa.ru