В последнем исследовании "АНКОРа" приняло участие 69 компаний из Москвы.
Как отмечают эксперты компании, базовые оклады менеджеров среднего и высшего звена и специалистов в Москве за последний год выросли в среднем на 10% в долларовом выражении. С такими оценками согласны участники рынка - например, данные о росте зарплат подтвердили в компании "Евросеть", на фабрике "Петро" (принадлежит компании JTI) - здесь в 2003 г. зарплаты выросли даже на 12%.
Однако при общем росте зарплат на некоторых позициях они росли особенно заметно. Лидерами роста в 2003 г. стали региональные менеджеры по продажам - их зарплата выросла на 33% - и HR-менеджеры (29% ).
Специалисты "АНКОРа" отмечают в своем исследовании, что если в начале 2003 г. менеджер, отвечающий за распространение продукции компании на определенной территории, получал в среднем $2000, то сейчас его зарплата $2653. По мнению генерального директора компании "АНКОР" Игоря Хухрева, связано это прежде всего с активной региональной экспансией компаний и, как следствие, - повышенным спросом на региональных менеджеров по продажам. "Кроме того, из-за перехода многих компаний от первичных продаж через дистрибьюторов к контролю продаж непосредственно конечным покупателям теперь у региональных менеджеров добавились функции по управлению большой командой эксклюзивных торговых представителей", - полагает он.
Подрастающее поколение.
Компании, развивая региональную сеть, теперь уже не высылают, как раньше, эмиссаров из Москвы, а стараются найти подходящую кандидатуру на месте. "Многие регионы заметно продвинулись вперед, и сегодня уже можно там найти хорошо подготовленных специалистов, которые владеют как спецификой локального рынка, так и западными технологиями по продвижению продукта", - говорит вице-президент по человеческим ресурсам ОАО "Исток" Алла Гридасова. В этой компании все региональные офисы, отвечающие за дистрибьюцию, комплектуются из местного персонала.
Определение зарплаты идет централизованно из головного офиса в Москве. Однако, по словам Аллы Гридасовой, в каждом конкретном случае все определяется с учетом региональных коэффициентов. "Мы участвуем в наиболее значимых и валидных исследованиях по зарплатам и на основе получаемых данных выстраиваем систему оплаты труда для каждого региона отдельно", - поясняет она.
Такой политики придерживаются многие компании. Российское отделение PricewaterhouseCoopers (PwC) провело исследование, в котором участвовали 43 международные компании, работающие в России. Как отмечают специалисты PwC в отчете по итогам исследования, от 48% до 63% опрошенных компаний (в зависимости от категории сотрудника) применяют региональные коэффициенты при расчете размера зарплаты. Если принять уровень зарплаты в Москве за 100% , то региональные коэффициенты будут следующими:
в Санкт-Петербурге и Ленинградской области 78 - 82% , в Северо-Западном регионе России 68 - 75% , в Центральном регионе России 70 - 74% , в Южном регионе 68 - 73% , в Поволжье 69 - 75% , на Урале и в Западной Сибири 72 - 79% , в Восточной Сибири 71 - 75% , на Дальнем Востоке 80 - 83% , в Калининграде 73 - 78%.
Более существенное отличие показывают данные "АНКОРа". Согласно их обзору заработных плат, в Санкт-Петербурге специалисты получают в среднем на 27% меньше, чем в Москве, в Новосибирске разница составляет 57% , а в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде - 65% и 71% соответственно.
40% участников опроса PwC предоставляют пособия сотрудникам, направляемым на работу в другой офис. Большинство программ по выплате пособий на переезд включает компенсацию расходов на жилье - от 63% респондентов для неруководящих сотрудников и до 85% для руководителей высшего звена. Примерно половина таких программ предусматривает выплату премий за переезд, которая составляет обычно один месячный оклад. Некоторые компании также выплачивают премию за готовность сменить место работы. Размер ежемесячной компенсации расходов на жилье колеблется в среднем от $345 до $405 для неруководящих сотрудников и от $445 до $795 для высшего руководства в зависимости от региона России, куда сотрудник переводится на работу.
"Мы не проводили специальных исследований, но у меня складывается впечатление, что в Москве зарплаты растут медленнее, чем у нас", - говорит начальник отдела продаж корпоративного ПО "Южной cофтверной компании" из Ростова-на-Дону Роман Перехрест. Свои заключения он делает на основе общения с московскими партнерами, дистрибьюторами и по результатам изучения московских кадровых интернет-ресурсов. "Я, конечно, понимаю, что в Москве зарплаты всегда будут выше - все-таки это один из самых дорогих городов мира, но $1500 можно зарабатывать и у нас. А это очень даже неплохо", - резюмирует Перехрест.
По прогнозам рекрутеров, разница будет сокращаться и дальше. Директор по региональному развитию "АНКОРа" Ирина Кондратова отмечает, что уже сейчас многие западные компании с целью привлечения в регионах наиболее высококлассных специалистов, имеющих опыт аналогичной работы и владеющих иностранными языками, готовы предлагать им весьма конкурентный даже по московским меркам компенсационный пакет.
Друг всех работников.
По данным исследования "АНКОРа", за последний год так же активно росли зарплаты руководителей службы персонала. В 2002 г. в среднем они зарабатывали $2958 в месяц, этой зимой их зарплата достигла в среднем отметки $3817. По мнению экспертов "АНКОРа", такая ситуация объясняется ужесточением конкуренции компаний за лучших и редких специалистов в 2003 г. и, как следствие, повышением статуса HR-менеджера.
"Фактически рост заработных плат подстегивают российские компании, в которых еще недавно директора по персоналу занимались в основном административной работой, а сейчас начинают входить в совет директоров и участвуют в принятии стратегических решений", - говорит Игорь Хухрев.
В отчете PwC говорится, что в обследованных компаниях соотношение персонала отдела кадров к количеству штатных сотрудников, работающих на полную ставку, в среднем составляет 84 в Москве и колеблется от 51 до 194 в зависимости от региона России.
Разные отрасли.
Анализируя отрасли бизнеса, эксперты "АНКОРа" отмечают, что наиболее активно нанимали людей в следующих сегментах: масс-медиа (рост спроса на персонал по среднемесячным показателям составил здесь 27% ), ТНП (22% ), профессиональные услуги (14% ) и промышленность (9% ). Отдельной строкой в исследовании отражено повышение спроса на сотрудников со стороны сферы услуг - спрос на них вырос на 133% - и на работников страховых компаний (76% ). По мнению рекрутеров, это является отражением динамичного развития этих сегментов рынка в 2003 г.
Если анализировать спрос по должностям, то, по исследованию PwC, наиболее благоприятным в наступившем году он будет для сотрудников отдела продаж. 49% из опрошенных экспертами PwC компаний собираются увеличить численность именно этого подразделения. Еще 35% указали отдел маркетинга и 30% намерены увеличить численность технического и инженерного персонала.
Статья получена: Клерк.Ру