В России появился еще один альянс небольших ритейлеров — Союз малых розничных сетей. Основной задачей союза, как утверждают его создатели, станет попытка получить скидки от поставщиков путем консолидации закупок. Между тем участники рынка говорят, что такой союз может быть создан, чтобы в будущем объединить ритейлеров в одно юридическое лицо, а потом продать объединенную компанию крупному инвестору. Правда, они сомневаются в успешной реализации этой идеи.
Примеры удачных объединений такого рода есть, например, германская Edeka.
|
Как отметила в прямом эфире телеканала РБК исполнительный директор Союза малых розничных сетей РФ Ирина Канунникова, решение о создании некоммерческой организации было принято в августе 2006 года. Тогда ее членами стали семь ритейлеров. Сейчас в союз уже входят 14 сетей из разных регионов страны. Участниками союза могут стать ритейлеры, чей торговый оборот в текущем году составляет не менее 10 млн долл. и не превышает 100 млн долл. В дальнейшем в альянс смогут вступить игроки с большим оборотом — до 200 млн долл. Предполагается, что участники союза объединят закупки, что позволит им добиться скидок от поставщиков.
Важно отметить, что это уже не первый в России союз подобного рода. Примерно в то же время, что и Союз малых розничных сетей, возникла ассоциация «Торговая Лига», которая сделала попытку объединения небольших московских ритейлеров в надежде получить скидки от поставщиков. Однако говорить об успехах или неудачах таких объединений в России рано, ведь они возникли относительно недавно.
Между тем примеры удачных объединений такого рода есть, например, германская Edeka. «Небольшие сети хотят выжить в условиях жесткой конкуренции со стороны федеральных сетей, поэтому такие союзы — вполне естественная реакция, — считает эксперт компании «Магазин Магазинов» Илья Кузнецов. — Равенство закупочных цен с крупными сетями, которого пытаются добиться участники этих ассоциаций, становится сегодня одним из условий выживания для небольших сетей». Проблемами объединения, по его мнению, могут стать разноформатность магазинов, различия в ассортиментной матрице, а также сложности с организацией логистики.
С ним соглашается и финансовый директор компании «Седьмой Континент» Александр Руснак: «В целом насыщение рынка будет нарастать, и процессы консолидации будут усиливаться. Малые сети и операторы могут либо консолидироваться в более крупные сети, либо занимать какие-то нишевые позиции на рынке».
Между тем, по информации директора по развитию группы компаний «Виктория» Игоря Николаева, конечной целью создания нового союза являются отнюдь не скидки от поставщиков. «Я знаю про этот союз. На самом деле они хотят объединять не закупки, хотя на первом этапе и это тоже. Главная цель — юридически объединить мелких игроков, чтобы получать заемные средства на развитие под меньший процент, а в конечном итоге и вовсе продать компанию либо крупному инвестору, либо федеральному игроку».
Впрочем, г-н Николаев сомневается в том, что участники союза смогут грамотно организовать весь этот процесс. «Обычно большому количеству участников сложно договориться между собой», — пояснил он.