России и Международному валютному фонду не удалось заключить соглашение, которое, как надеялась Москва, открыло бы ей дорогу к реструктуризации $42 млрд долгов советских времен и тем самым позволило бы заполнить пробел в бюджете на будущий год.
Во вторник команда экономистов МВФ покинула Москву после продолжавшихся в течение двух недель переговоров о т.н. предупредительном резервном соглашении, заключив которое, Кремль не получил бы денег, но смог бы начать переговоры с Парижским клубом государств-кредиторов. Договоренности о сроках новых переговорах достигнуто не было, однако, как сообщили знакомые с ситуацией официальные лица, обе стороны надеются подписать соглашение к марту. Россия рассчитывает на то, что вопрос будет решен до январского собрания совета директоров МВФ в Вашингтоне.
Эта задержка осложнила и без того непростые переговоры Москвы с Парижским клубом кредиторов. Россия хочет, чтобы ее долги были реструктурированы прежде чем подойдет очередной срок уплаты, приходящийся на февраль. Москва должна решить, платить ли ей Парижскому клубу или отложить выплаты и тем самым подвергнуть себя риску дефолта.
Парижский клуб не отзывается на просьбы Москвы облегчить долговое бремя. Действительно, не очень понятно, с какой стати нужно реструктурировать российские долги. Судя по основным экономическим показателям у Москвы вполне должно хватить денег на предстоящие выплаты. Большую часть выручки страна получает за счет экспорта природных ресурсов, в первую очередь нефти, цена на которую приблизилась к $32 за баррель. Издержки при экспорте одного барреля российской нефти составляют примерно $4, это один из самых низких показателей в мире. Поэтому правительство должно получать много денег, собирая налоги с прибылей российских нефтяных компаний. В настоящее время у государства огромное положительное сальдо торгового баланса.
Тем не менее Москва внесла в проект бюджета будущего года $4,8 млрд помощи МВФ и снижение обязательств перед Парижским клубом. Аналитики считают, что правительству было бы несложно заполнить пробел за счет сверхбюджетных прибылей и займов на внутренних рынках капитала.
В России существует бюджетная проблема, но ее можно решить, - заявил Олег Вьюги, бывший первый заместитель министра финансов, в настоящее время работающий главным экономистом московской инвестиционной компании Тройка-Диалог. По его словам правительство бюджетная статья о снижении долгового бремени Парижского клуба является политической позицией.
МВФ говорит, что экономические показатели России в последнее время вселяют оптимизм, но Москва медлит с принятием мер, которые по мнению фонда необходимы для того, чтобы стабилизировать процесс экономического восстановления. При таком высоком положительном торговом балансе в стране растут темпы инфляции. Правительство не спешит реструктурировать банковскую систему и не выполняет требования МВФ о том, что Центральный банк должен продать свои дочерние оффшорные банки, с помощью одного из которых в 1996 г. МВФ был введен в заблуждение относительно состояния валютных резервов страны.
В последний раз МВФ давал России деньги летом 1999 г., тогда было перечислено $640 млн, первая часть кредитного пакета объемом в $4,5 млрд. Затем выплаты были приостановлены, поскольку Россию начали обвинять в том, что она обманывала МВФ в прошлом, выводила фонды Центрального банка в оффшоры и не выполняла многие обещания в отношении проведения реформ.
Статья получена: InoPressa.ru