В реализацию проекта будет вложено 5 млрд долларов. Российскую нефть можно будет в больших количествах поставлять на рынки Восточной Азии и далее, на западный берег США. Это позволит снизить степень зависимости государств Восточной Азии и США от ближневосточных производителей.
Япония считает, что проект имеет огромное стратегическое значение с точки зрения долгосрочных поставок.
Плановая пропускная способность трубопровода - один миллион баррелей нефти в день. Это примерно четверть нынешних объемов импорта.
Решение о строительстве трубопровода будет принято после того, как стороны изучат экономическую целесообразность проекта "Тихоокеанский трубопровод". Нефтепровод протянется от Архангельска до западного берега озера Байкал и затем через Хабаровск и Находку в Японское море.
Российскому правительству придется выбирать между этим проектом, предложенным государственной компанией "Транснефть" и конкурирующей схемой российской нефтяной компании ЮКОС, которая предлагает траспортировать нефть из восточной Сибири в Китай. Считается, что Москве больше нравится проект "Транснефти", потому что в этом случае трубопровод пройдет по территории России. Наверняка эту схему поддержат и США, потому что она позволяет транспортировать нефть не только в Китай.
"Правительство Японии очень серьезно относится к этому проекту, - сказал Хирофуми Катасе, директор по нефти и газу в Министерстве экономики Японии, посетивший Москву во вторник. - Япония приветствует участие США в его реализации".
Ян Бреммер, президент консалтинговой компании "Евразия", изучающей политические риски, сказал: "Этот проект соответствует политике США. Движущая сила партнерских отношений США и России - это желание диверсифицировать поставки нефти с Ближнего Востока".
В последние месяцы США начали покупать в России небольшие партии нефти. Многие считают, что это говорит о желании Вашингтона расширить число поставщиков нефти.
Представители японского правительства говорят: если расчеты подтвердят экономическую целесообразность проекта, "Япония предоставит финансирование". В переговорах принимают участие японский банк международного сотрудничества и японское агентство экспортного страхования NAXI.
Две конкурирующие схемы будут бороться за поддержку Кремля. "Мы решительно намерены строить нефтепровод в Китай, - заявил ЮКОС. - Наши планы не изменились. Проект не снят с повестки дня".
ЮКОС собирается вложить 1,8 млрд долларов в строительство трубопровода длиной 2400 км из восточной Сибири в Манчжурию. Эта компания, крупнейший производитель нефти в Восточной Сибири, заключила долгосрочное соглашение о поставках в Китай 20 млн тонн нефти в год после 2005 г. и 30 млн тонн с 2010 по 2030 гг.
Статья получена: InoPressa.ru