Год назад, казалось, что сделка у Китая уже в кармане. Руководство ЮКОСа, самой крупной нефтяной группы России, согласилось на строительство трубопровода от Ангарска до Дацина, центра китайской нефтяной промышленности. А сейчас почти наверняка трубопровод будет поводиться в тихоокеанский порт Находка, имеющий выход в Японию.
Токио лихорадочно пытается замять разговоры о том, что маятник Москвы качнулся в их пользу, настаивая, что до окончательного плана еще далеко.
"Российское правительство еще очень далеко от принятия решения", сказал Кунинори Мацуда, директор российского представительства министерства иностранных дел Японии.
И все же события развиваются явно в пользу Японии. Токио проводит достаточно агрессивное лоббирование двусторонних отношений с Москвой и предложило щедрое финансирование в случае принятия маршрута трубопровода с конечным пунктом в Находке. Аппетиты Японии по отношению к сибирской нефти стали расти еще и в результате нестабильного положения на Ближнем Востоке, вынуждающего к более интенсивным поискам альтернативных поставщиков нефти.
Не менее важна судьба Михаила Ходорковского, бывшего главы ЮКОСа, сейчас сидящего в тюрьме в ожидании суда по обвинению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. В связи с этим обещания ЮКОСа Пекину обесцениваются.
В Японии подозревают, что их китайские соперники разгневаны попыткой Токио увести сделку у них из-под носа. Но для России трубопровод, проложенный до Находки имеет большое геополитическое значение.
В случае альтернативного проекта, она вступает в отношения с Китаем, стремительно развивающимся и густонаселенным, представляющим опасность для граничащей с ним неразвитой и малонаселенной Сибири. А проложив трубопровод до Тихого океана, Россия могла бы поставлять нефть не только в Японию, но и в друге азиатские страны, в том числе и в Китай, и на западное побережье Америки. Это освободило бы Россию от коммерческой зависимости от одной страны.
В экономическом смысле вариант Находки менее привлекателен. Протяженностью в 4000 км такой трубопровод будет почти в 2,5 раза длиннее дацинского. Колеблющаяся стоимость строительства стальной трубы, которая раньше была равна 6 млрд долларов, теперь подскочила до 12 млрд долларов, хотя японская сторона рекомендует не воспринимать эти цифры слишком серьезно.
Японцы, поддерживающие проект, основывают свои оценки на общей стоимости в 6 млрд долларов и соглашаются, что при значительно превышающей эту цифру стоимости, экономическая жизнеспособность проекта вызывает сомнения. Некоторые эксперты подозревают, что стратегическая потребность Токио в диверсификации нефтяных поставок могла заслонить для них экономическую составляющую вопроса.
Пол Коллисон, эксперт по вопросам нефти и газа из московской брокерской фирмы Brunswick UBS, говорит: "Находкинский трубопровод напоминает классический советский проект, возможный только в плановой экономике. Этот проект экономически нецелесообразен".
Кроме того, остаются вопросы о нефтяных запасах в восточной Сибири, которые остаются практически неразведанными, и о финансовых и технических возможностях Российского поддерживаемого государством энергетического комплекса освоить эти месторождения.
Если Россия все же предпочтет Находку, у нее будет два варианта, как сохранить лицо в глазах Китая. Первый сделать ответвление от основной линии трубопровода в Дацин, хотя это может быть невозможно из-за экологических причин. Второй развить инфраструктуру до уровня, чтобы увеличить экспорт нефти по железной дороге, несмотря на высокие тарифы.
Непоколебимый Китай продвигается на запад в поисках энергетических поставщиков. Несмотря на его озабоченность в связи с Россией, были произведены закупки в Казахстане, и в настоящий момент ведутся переговоры о строительстве трубопровода, соединяющего эти два государства. Россия заинтересована в увеличении казахского экспорта по своим трубопроводам, но пока не проявляет желания сделать свои тарифы привлекательнее и установить дифференциацию между более низкокачественной российской нефтью и высококачественной казахской. В этой ситуации бывшая советская республика может предпочесть альтернативные трассы на востоке и юге.
Противоречия в связи с трубопроводом еще не переросли в открытый конфликт. Но события не предвещают ничего хорошего для межрегионального сотрудничества, которое, по мнению многих, имеет ключевое значение для плавного вхождения в мировую экономику сильно нуждающегося в энергии Китая.
Статья получена: InoPressa.ru