Российский банк, ориентированный на внешний рынок и находящийся в государственной собственности, "Внешторгбанк", постепенно скупил с начала лета от 4,5 до 4,8% акций европейского аэрокосмического и оборонного концерна EADS, вложив около 1 млрд долларов. Об этом во вторник сообщила российская экономическая газета "Ведомости" со ссылкой на осведомленные источники во "Внешторгбанке" и EADS.
Представитель EADS отказался прокомментировать сообщение. От "Внешторгбанка" комментариев также не последовало.
Представитель европейского концерна сообщил, что инвесторы обязаны информировать о своем участии, только если их доля в концерне будет превышать 5%. Акции концерна в этот вторник временно выросли более чем на 4%. Российская экономическая газета со ссылкой на информированные источники из окружения "Внешторгбанка" также сообщила о том, что российский банк использовал падение биржевых курсов EADS, которое произошло в июне из-за сообщения о повторных задержках в строительстве самолетов A380 для Airbus. Однако, как стало известно, "Внешторгбанк" не планирует продавать акции EADS, пользуясь ростом их биржевого курса. Напротив, запланировано дальнейшее приобретение акций концерна.
В акции европейской компании предусмотрено вложить около 1,2 млрд долларов. В настоящее время российский банк стремится получить доступ к принятию решений в компании. На сегодняшний день крупнейшим акционером EADS является концерн Daimler-Chrysler, владеющий пакетом в 22,3%. Правительству Франции принадлежит около 15% акций. Французская компания Lagardère продала половину своей доли со сроком платежа в несколько месяцев, таким образом, участие этой компании в EADS в следующем году сократится до 7,5%. Испанский государственный холдинг Sepi владеет 5,4% EADS.
Экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер в конце 2004 года поставил вопрос о приобретении концерном EADS 10% акций российской самолетостроительной компании "Иркут", позднее уточнив, что в этом случае у России появится возможность приобрести от 10 до 15% акций EADS. В прошлом году EADS приобрел 10% акций компании "Иркут" и получил, таким образом, возможность участвовать в запланированном самолетостроительном холдинге, в котором объединятся около 20 российских компаний этой отрасли, в том числе и "Иркут".
Интересы EADS многогранны. Прежде всего, дочернее предприятие Airbus привлекают растущие шансы на реализацию своей продукции на развивающемся российском рынке. По оценкам экспертов из этой отрасли, Россия совместно с другими республиками бывшего Советского Союза в ближайшие 20 лет может заказать около 130 большегрузных пассажирских самолетов приблизительно на 19 млрд долларов. По мнению российских аналитиков, приобретение 10% акций "Иркута" ставит EADS и Airbus в более выгодное положение по отношению к их самому главному сопернику Boeing, поскольку эти две компании гарантировали себе участие в будущем авиахолдинге.
С другой стороны, американская самолетостроительная компания имеет более прочные позиции в производстве комплектующих для российского рынка и в предоставлении инженерных услуг. Около 1200 инженеров работают в компании Boeing в Москве. Airbus совместно с фирмой Kaskol также имеет в российской столице инженерный центр, но в нем занято лишь 120 сотрудников. Русские пока отклонили предложение стать партнерами в строительстве самолета с большой дальностью полета A350. EADS ищет поставщиков, которые бы способствовали получению дополнительных заказов, но требует за это значительного финансового участия. Россия пока относится к этому настороженно. Однако российские компании поставляют комплектующие для моделей Airbus A380, A320 и A330/340. Наряду с "Иркутом", важнейшим партнером также является компания Voronezh.
Сотрудничество с "Иркутом" стало в этом месяце более конкретным: российские самолетостроители взяли на себя производство комплектующих для самолетов Airbus модельного ряда A320. Согласно заключенному договору со сроком действия 10 лет, российская компания будет производить комплектующие в основном для фюзеляжа и для крыльев самолетов, на сумму в 200 млн долларов. Предусмотрено также, что Airbus совместно с "Иркутом" будет выпускать и грузовую версию A320. Кроме этого, EADS, по поручению "Иркута", планирует снизить цену на самолет-амфибию BE-200 для Европы и стран Азии, который используется при тушении лесных пожаров, а также берет на себя интернационализацию сертификации. Такие государства, как Испания, Италия и Португалия, с их высокими летними температурами, должны быть заинтересованы в самолетах, которые могут осуществлять посадку на поверхность воды и забирать воду в больших объемах. Наряду с этим, EADS по заказу двух российских компаний снижает цены и на ракеты-носители для транспортировки спутников, среди них и известные ракеты "Союз".
Статья получена: InoPressa.ru