Вслед за канцлером Шредером теперь и координатор германского правительства по авиационно-космическим вопросам Дитмар Штаффельт призвал к усилению присутствия авиационно-космического концерна EADS в России. "Авиация и космонавтика это область, в которой Россия обладает огромными знаниями и опытом. Поэтому от сотрудничества EADS с российскими авиационно-космическими предприятиями будет только польза. Такую кооперацию необходимо расширять и углублять, заявил г-н Штаффельт газете Tagesspiegel.
Четыре недели назад в ходе торжественного представления самолета Airbus 380 большой вместимости в Тулузе Шредер призвал интенсивнее привлекать Россию к работе Европейского аэрокосмического концерна European Aeronautic Defense and Space Company (EADS). Airbus является дочерней компанией EADS. "Место еще есть", сказал тогда Шредер.
Не далее как в декабре 2004 года были заключены соглашения о более интенсивном сотрудничестве в авиации и космонавтике. Покупка акций российского авиастроительного предприятия "Иркут", которое производит боевые самолеты и самолеты-амфибии, по словам Штаффельта, теперь дело решенное. "EADS купит от 5 до 15 процентов акций "Иркута", заявил он. Тогда компания будет иметь одно место в наблюдательном совете котирующегося на бирже "Иркута". По данным EADS, президент Путин уже дал свое согласие.
Уже договорились о кооперации на сумму 50 млн долларов. Так, Airbus заказал у российских фирм титана и алюминия на 18 млн долларов. В научно-исследовательском центре под Москвой совместно ведется разработка беспилотного транспортного космического корабля, а в московском техническом центре компании Airbus (ECAR) 100 российских инженеров выполняют заказы EADS на сумму 8 млн долларов.
"Мы ценим компетентность российских ученых в области информационных технологий, говорит пресс-секретарь EADS Грегор фон Курсель. Они помогают EADS в модернизации компьютерных программ, а многие машины Airbus летают с российской бортовой электроникой. На одно лишь изготовление российских компонентов EADS тратит 22 млн долларов".
Уже подписаны более 30 договоров, еще 40 проектов сейчас зондируются. "Мы ведь не заинтересованы в том, чтобы Россия однажды начала строить и предлагать на мировом рынке большие гражданские самолеты в качестве третьего участника, наряду с Boeing и Airbus. Поэтому умным выходом является привлечение русских к строительству самолетов Airbus", говорит Штаффельт. Кроме того, по его словам, сотрудничество при строительстве самолетов будет, конечно же, учитываться при заказах новых самолетов российскими авиакомпаниями.
По оценке Бена Фидлера, аналитика авиационной промышленности банка Deutsche Bank, партнерство имеет смысл также и потому что в России рабочие руки стоят значительно дешевле.
Российские экономисты это критикуют: по их словам, в технологическом бюро EADS в Москве высокообразованных российский сотрудников европейцы эксплуатируют по демпинговым ценам.
Но Россия также защищает свой рынок. "Таможенные пошлины на ввоз в размере 40 процентов в авиационной промышленности осложняют кооперацию", говорит Грегор фон Курсель. К тому же иностранная фирма не может иметь более 25 акций российской авиационной фирмы. При этом русские сами должны быть заинтересованы в углублении сотрудничества, полагает Штаффельт. "Много ресурсов там простаивает, потому что нет денег", говорит он.
Но и европейская сторона устанавливает границы в кооперации. Об участии русских в совместном предприятии Германии, Франции, Англии и Испании пока никто не думает. "Участие российского капитала в EADS мы в принципе не исключаем, но сейчас в этом нет потребности", говорит г-н фон Курсель.
Статья получена: InoPressa.ru