Российские автомобильные и авиастроительные предприятия это в чем-то более деликатная сфера, чем бурно растущий энергетический сектор. Поэтому российское государство использует здесь более изощренный предлог оно идет в эту сферу под видом решения социальных проблем, сохранения рабочих мест и помощи испытывающим проблемы промышленным предприятиям.
Иные аргументы использовались властями для денационализации большой части нефтяной и газовой сферы, над которой государство уже имело достаточный контроль с помощью налогового законодательства, а также системы трубопроводов, находившейся в госсобственности. В то же время, существует риск, что, пытаясь создать национальных лидеров в автомобилестроении и авиационной промышленности, правительство может поставить под угрозу иностранные инвестиции и развитие новых технологий.
Главной проблемой в автомобильной промышленности является судьба испытывающей затруднения государственной компании "АвтоВАЗ" и вопрос о сохранении рабочих мест 100 тысяч ее работников. Скорее всего, лучшим вариантом для "АвтоВАЗа" было бы создание совместного предприятия с General Motors. Но, судя по всему, у корпорации "Рособоронэкспорт" есть другие идеи.
Несмотря на то что "Рособоронэкспорт" не имеет акций "АвтоВАЗа" вообще, представители этой фирмы недавно заняли посты председателя совета директоров и генерального директора, а также стали инициаторами спора по поводу цен с корпорацией General Motors, что привело к снижению производства на "АвтоВАЗе". Сейчас этот конфликт улажен, но новые менеджеры из "Рособоронэкспорта" требуют от государства выделять больше денег на развитие "АвтоВАЗа", как будто предприятие является единственным национальным лидером в автомобилестроении. Если выделить такие средства "Автовазу", это станет ошибкой и растранжириванием денег, так как лучшие результаты в российском автопроме сегодня демонстрируют российские предприятия, занимающиеся сборкой машин иностранных марок, а также иностранные автомобилестроительные компании, открывшие заводы в России.
Что касается авиастроения, трудно поспорить с тем, что Россия должна способствовать многообразию этого рынка в условиях, когда в гражданской авиации США и Европы используются лишь два типа авиалайнеров Boeing и Airbus и когда рынки сбыта российских военных самолетов в Китае и Индии сокращаются. На этой неделе Путин подписал указ о создании "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК), в которую войдут компании "Сухой", "МиГ", "Туполев" и "Ильюшин", а также частично приватизированная компания "Иркут", пакетом акций которой владеет Airbus. Процесс создания ОАК будет подразумевает сложную схему обмена акциями государственных и частных компаний.
Если создание этой корпорации пройдет успешно, правительству следует обращать больше внимания на защиту интересов миноритарных иностранных акционеров и субподрядчиков, чем оно это делало в энергетическом секторе.
Статья получена: InoPressa.ru