Количество запросов на поставку российского оружия в прошлом месяце, после трехнедельной войны в Ираке, сильно возросло. Об этом на днях радостно сообщил министр обороны Сергей Иванов. При этом он почти цинично поблагодарил США за, как он выразился, "бесплатную рекламу". Ведь теперь гораздо больше стран ощущают потребность вооружиться против потенциальных агрессоров.
Сейчас российские продавцы оружия надеются на дальнейшее увеличение спроса.
Обычное вооружение, так рассчитывает российское руководство, принадлежит к сфере, в которой российская промышленность может успешно конкурировать на мировом рынке. Президент Владимир Путин тоже относит экспорт вооружения, свободный после распада СССР от идеологических пут, к стратегически важным сферам экономики. Прошлогодние рекордные доходы дают ему на это право: впервые после распада Советского Союза Москва заработала на экспорте вооружения более 4,5 млрд долларов. В этом году, возможно, будет уже 5 млрд.
Лидеры продаж это боевые и транспортные самолеты, а также вертолеты. Их доля в экспорте составляет 60%. Танки и бронемашины составляют около 30%, тогда как доля военных кораблей и систем противовоздушной обороны находится на уровне от 5 до 6%.
Российская оборонная промышленность поставляет свою продукцию в 67 стран на всех континентах. Однако львиная доля приходится на долю двух азиатских гигантов Китай и Индию, которые еще в советское время являлись крупными клиентами русских оружейников. В две эти страны направляется около 80% экспортных поставок российского вооружения.
В прошлом году китайцы и индийцы проявляли интерес прежде всего к современным боевым самолетам Су-27 и Су-30. Самолеты покупали также Эфиопия и Алжир, вертолеты отправлялись в Колумбию и Вьетнам, систему противовоздушной обороны ТОР-M1 заказала Греция.
В течение последних пяти лет Россия всячески старалась открыть для себя новые рынки. На каждой ярмарке вооружений в Персидском заливе посланники из Москвы расхваливали свою военную технику. В качестве новых заказчиков они пытались заполучить Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, в какой-то степени даже Катар и Саудовскую Аравию. До сих пор, однако, все попытки оказывались безуспешными.
Одна из причин это по-прежнему недостаточный уровень культуры предоставления услуг в России. Здесь по-прежнему отсутствует понимание, что покупатель вооружения рассчитывает на гарантированное снабжение запчастями и предоставление сервисных услуг.
Этот факт вносит неприятные коррективы в среднесрочные планы российской экспансии и может повлечь негативные последствия в плане уже достигнутого. Тем более что на рынки Китая и Индии, до сих пор считавшиеся традиционно российскими, глаз положили конкуренты не только из США и Израиля. Бывшие советские республики, такие, как Украина, Белоруссия или Узбекистан, тоже пытаются отхватить свой кусок пирога.
Еще одно препятствие для дальнейшей экспансии это российская позиция, что все разновидности вооружения необходимо разрабатывать и производить самостоятельно. Никакие иностранцы не должны даже краем глаза увидеть, как производится российское оружие, пусть даже устаревшее. Москва допускает возможность международного сотрудничества в этой сфере, что является условием эффективности разработок и производства, только в исключительных случаях.
Кроме того, технический и технологический уровень в странах, пока еще импортирующих российскую военную технику, уже в настоящее время достаточно высок, так что не исключено, что в дальнейшем ее поставки могут пойти в обратном направлении. Шутка российских продавцов оружия, что в будущем оружие будет поставляться из Китая в Россию, уже скоро может стать реальностью, если в России не произойдут структурные изменения.
Статья получена: InoPressa.ru