До прошлой войны в Персидском заливе в 1991 году Ирак был крупнейшим торговым партнером России на Ближнем Востоке. Многое держалось на торговле оружием, выручка от которой составляет львиную долю сегодняшнего долга Москве, достигающего 8 млрд долл. (7,5 млрд евро, 5,2 млрд фунтов). По некоторым оценкам, в период между 1989 и 2003 годами торговля между двумя странами, в результате санкций ООН, сократилась в восемь раз, примерно с 2 млрд долл.
до 252 млн. На протяжении этого времени российские компании продолжали переговоры о невоенных контрактах, особенно в машиностроительном и автомобильном секторах.
Российские компании извлекали наибольшие прибыли от продажи товаров Ираку в рамках программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие". Они также стали крупнейшими посредниками в реализации иракской нефти для финансирования этой торговли. Глава российско-иракского комитета по сотрудничеству Юрий Шафраник утверждает, что убытки России могут составить 40 млрд долл. - такова цена многолетнего двустороннего контракта, переговоры о котором велись до прошлого года.
В регионе наблюдается еще ряд негативных явлений. В конце марта национальная авиакомпания "Аэрофлот" сообщала о небольшом увеличении числа иностранных пассажиров, пользующихся ее услугами, но вчера заявила о сокращении общего количества проданных мест из-за вспышки пневмонии в Азии и неопределенности на Ближнем Востоке.
В принципе, российские компании могли бы оказаться конкурентоспособными в регионе, а их большой опыт в Ираке, в частности в нефтяной промышленности и энергетике, делает их привлекательными претендентами даже в глазах нового режима. После снятия санкций российское оружие, проверенное в боях, также может найти новых покупателей.
В последние дни Москва потратила много дипломатической энергии, требуя уважения к существующим российским контрактам в Ираке после Саддама, но многим компаниям остается только ждать и надеяться.
"(Управленцы) ничего не могут сделать. Они даже не пытаются. Это не в их компетенции, не на их уровне, заявил представитель "Татнефти", нефтяной компании из Татарстана, имеющей два контракта на добычу в Киркуке, на севере Ирака. "Татнефть" не "Лукойл", это региональная, провинциальная компания".
У "Лукойла", второй по величине российской нефтяной компании, больше возможностей для лоббирования. Но в декабре, после того как Россия поддержала резолюцию Совета Безопасности 1441, Ирак заявил об отмене контрактов с "Лукойлом" на разработку месторождений в Западной Курне. Решение считается сомнительным, поскольку иракский министр, который его принял, ушел в отставку. "Лукойл" настаивает, что сделка остается в силе.
"Контракт подписан и по всем нормам международного права является действующим, заявил вчера пресс-секретарь "Лукойла". Мы рассчитываем на то, что он будет возобновлен. Конечно, его можно возобновить только после отмены санкций и, разумеется, после окончания войны. Мы не можем строить гипотезы и прогнозы, пока идет война и льется кровь".
В неопределенности находятся не только российские нефтяные контракты. "Татнефть", помимо потери нефтяных прибылей, беспокоит судьба 2 млн долл., вложенных в ее оборудование на иракских месторождениях, и контракты стоимостью от 920 тыс. до 1,5 млн долл. на продажу Ираку автомобильных шин одним из ее дочерних предприятий.
Еще одна находящаяся в Татарстане компания, "КамАЗ", поставляет в Ирак грузовики. В январе нынешнего года в Багдаде побывала делегация Ульяновского автомобильного завода, которая вела переговоры о продаже вездеходов иракскому министерству сельского хозяйства. Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) имеет заказ на поставку 5 тыс. "Волг" такси для иракского министерства транспорта. Планы, касающиеся продажи легких грузовых машин "Газель", были аннулированы ООН на том основании, что эти машины могут иметь военное применение.
"Мы следим за ситуацией. Возможно, наша позиция не во всем совпадает с позицией г-на Буша, заявил глава отдела ГАЗ по связям с общественностью Василий Сарычев, но Ирак - это страна, которая по-прежнему существует, и этой стране нужны машины".
Статья получена: InoPressa.ru