Европейские модные дома постепенно прибирают к рукам торговлю в России, лишая заработка посредников. Дочерние предприятия в Москве уже открыли LVMH, Richemont, Chanel и др. Теперь очередь дошла до Gucci Group, которую до сих пор на российском рынке эксклюзивно представляла группа Mercury.
Под вывеской Gucci в мире работает около 200 магазинов. Более 99% Gucci Group контролирует французская компания Pinault-Printemps-Redoute (PPR), годовые продажи которой превышают $21 млрд, чистая прибыль — $679,4 млн.
Группе также принадлежат марки Sergio Rossi, Stella McCartney и др. Mercury основана Леонидом Фридляндом и Леонидом Струниным. Продает Giorgio Armani, Gucci, Dolce & Gabbana, Prada и проч., автомобили Bentley, Ferrari, Maserati. Журнал Forbes оценил оборот Mercury в 2005 г. в $700 млн. |
О том, что Gucci регистрирует в России собственное предприятие, знают менеджер «Крокус Интернешнл», попросивший об анонимности, и гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. Собеседник «Ведомостей» из «Крокуса» уточнил, что в будущем Gucci планирует продавать свою марку в России через собственную «дочку», т. е. эксклюзивный контракт с Mercury не будет продлен.
Генеральный менеджер Mercury Александр Реебок вчера подчеркнул, что у компании «долгосрочный контракт» с Gucci (сроки договора он назвать отказался) и о разрыве отношений его не извещали. Mercury, по его словам, принадлежит три монобрендовых магазина Gucci в Третьяковском проезде, на Кутузовском проспекте (ТД «Москва») и Рублевском шоссе (ТЦ «Барвиха Luxury Village»). В Gucci Group запрос «Ведомостей» оставили без ответа.
По оценке Fashion Consulting Group, на продажу одежды и аксессуаров Gucci в выручке Mercury может приходиться до 3%. «Но потеря эксклюзивных прав не означает, что Mercury не сможет продавать эту марку на общих основаниях», — отмечает Лебсак-Клейманс. Правда, речь идет не о бутиках, а о мультибрендовых универмагах, подчеркнула она.
Стремление к самостоятельности Gucci Group не удивило экспертов. Gucci занимается реорганизацией бизнеса с 2004 г., когда гендиректора группы Доменико Де Соле сменил выходец из Unilever Роберт Полет. Полет заявил тогда, что Gucci должна увеличивать посещаемость своих магазинов и изучать пожелания клиентов с помощью фокус-групп, что противоречит принципам haute couture и больше соответствует стратегии демократичных ритейлеров, таких как Zara. В июне стало известно, что PPR продает сеть универмагов Printemps («Весна»), а вырученные примерно $1,35 млрд направит в открытие новых бутиков Gucci. Тогда же гендиректор PPR Франсуа-Анри Пино объявил, что Gucci должна активнее развиваться за границей, чтобы меньше зависеть от вялого спроса во Франции.
О «вялом спросе» в Европе говорят и в других домах мод, которые постепенно переключаются на другие рынки. Так, Джорджио Армани в интервью «Ведомостям» в 2002 г. рассказывал, что компания начала выкупать доли партнеров в Австралии, Гонконге, Японии. Очередь России, по его словам, должна была наступить через 3—4 года. Сейчас марку в России эксклюзивно представляет Mercury. Вчера вице-президент по корпоративным связям Giorgio Armani Роберт Трифус заявил, что компания не собирается самостоятельно работать в России и надеется на продолжение партнерских отношений с Mercury. Но в начале года Mercury потеряла эксклюзив на Chanel — французская компания не продлила контракт с партнером и будет продавать продукцию через дочернее ООО «Шанель». После этого Mercury закрыла бутик Chanel в ТД «Москва».
Раньше коллег в Россию поверила Richemont — ее дочернее предприятие ООО «R.L.G.» работает здесь с 2002 г. До этого марка была представлена посредниками, говорит PR-директор компании Надежда Иванцова. А крупнейший в мире торговец роскошью LVMH в 2002 г. позволил напрямую работать в России своему бренду Louis Vuitton, а в этом году — Christian Dior (до 2006 г. марку эксклюзивно представляла компания «ДжамильКо»). В июле стало известно, что LVMH выкупила 100% ООО «Селдико», которое продавало здесь парфюмерию и косметику Christian Dior, Givenchy, Kenzo, Guerlain и др. Некоторые одежные марки LVMH по-прежнему продает через посредников. Например, Kenzo — через «Боско ди Чильеджи», а Celine и Emilio Pucci — через «Крокус Интернешнл». Но в итоге они могут лишиться этих брендов. Сотрудник ГК «Подиум» утверждает, что о самостоятельной работе в России подумывают Hermes и Burberry, которые сейчас продает «ДжамильКо».