Предприятие стоимостью в 340 млн долларов было создано в соответствии с необычной стратегией партнерства с местным изготовителем для производства недорогой модели, разработанной в России. Многие из соперников General Motors, которые двинулись на быстрорастущий российский автомобильный рынок, воспользовались более традиционным подходом, построив скромные предприятия для сборки собственных моделей из готовых деталей.
Венчурное предприятие GM приостановило изготовление полноприводных автомобилей-универсалов "Chevrolet-Нива" 9 февраля, поскольку "АвтоВАЗ" прекратил поставку деталей, заявив, что они не оплачены полностью.
Официальные представители компании говорят, что в настоящее время обе стороны ведут переговоры о цене, которая бы удовлетворила руководство "АвтоВАЗа" и позволила бы возобновить производство.
"Произошел перебой с поставками. Завод был закрыт, сказала Тони Симонетти, пресс-секретарь GM. Мы в настоящий момент ведем переговоры с целью поправить положение".
Отношения между партнерами по совместному предприятию уже на протяжении нескольких месяцев складываются достаточно напряженно. Ситуация обострилась в декабре, когда "Рособоронэкспорт", российское государственное предприятие по торговле оружием, получило контроль над "АвтоВАЗом" от управляющей группы, которая руководила компанией с советских времен.
Этот переход контроля стал началом кремлевской кампании по возрождению загнивающей российской автомобильной промышленности, стремительно уступающей долю на рынке импортированным западным маркам и иностранным моделям местной сборки. Эту программу государство планирует осуществить путем своего прямого вмешательства.
Распад совместного предприятия, которое было создано в 2001 году и стало первой фирмой, объединившей российского и западного партнеров в области автомобилестроения, стало бы провалом для находящегося в оборонительной позиции GM. В настоящее время его соперники агрессивно расширяются в России. Кроме того, это представило бы в ярком свете новый подход Кремля к иностранным инвестициям в отрасли промышленности, признанные стратегическими.
Новый глава "АвтоваВАЗа" Игорь Есиповский в декабре сказал, что одним из его ключевых приоритетов будет тщательный анализ деятельности совместного предприятия с GM, которое, по его словам, в течение нескольких месяцев не приносит прибыли.
Расположенная в Детройте GM на прошлой неделе заявила в ответ, что компания приносит прибыль, выплачивает дивиденды и не имеет долгов.
Официальные представители GM выражают уверенность, что разногласия могут быть улажены. "Нам всегда удавалось достичь согласия с нашими поставщиками, и мы надеемся преуспеть в этом и сейчас", сказал глава "GM-АвтоВАЗ" Ричард Свандо. Нам не удалось связаться с представителями "АвтоВАЗа" для получения комментариев.
Однако люди, связанные с проектом, полагают, что партнерство может развалиться, причем многие ожидают, что "АвтоВАЗ" выкупит 41,5% акций компании, принадлежащие GM.
Расположенное в Тольятти (Самарская область России) совместное предприятие "GM-АвтоВАЗ" считалось одним из самых смелых примеров иностранного инвестирования в российскую промышленность. GM вложил в проект 100 млн долларов, такую же сумму внес "АвтоВАЗ", а Европейский банк реконструкции и развития предоставил кредит на 100 млн долларов и внес 40 млн долларов в материальном выражении.
Стратегия GM заключалась в том, чтобы взять модель, разработанную местным производителем, и поместить на нее логотип Chevrolet. При стоимости всего в 7500 долларов "Chevrolet-Нива" был бы значительно дешевле импортных иностранных марок. Однако продажи "Chevrolet-Нива" в прошлом году упали на 18%, в то время как продажи конкурентов, например Ford Focus местного производства, резко возросли.
Статья получена: InoPressa.ru